16-09-98
- Ах, невеста-то, невеста, красавица - глаз не оторвать. Стройна, синеока. Поступь, как у королевы. Недаром учителка...
- Оно и видно - городская. Просто шага не сделает, не посмотрит. На шею сядет мужику-то...
- Коль любит, научится и в деревне жить. За работящим мужем сама покладиста будет.
Эти реплики услышал я в толпе деревенских женщин, окруживших жениха с невестой и приехавших с ними гостей. Оценивающе поглядывали иные на очаровательное и чуть скованное создание в белом изящном наряде. Местный парень, выучившийся на доктора и возвращающийся в село, взял в невесты девушку из города. Свадьбу решили праздновать у родителей жениха в Ларино, в школьной столовой, а бракосочетаться - во Дворце культуры, где с народным обрядом ждал их известный в Уйском районе фольклорный коллектив "Кулахтиночка" (от прежнего названия села - Кулахты).
Приехал и я посмотреть на обрядовое действо, пользующееся в исполнении ларинских самородков большим спросом у вступающих в брак. Заказывают обряд для бракосочетающихся не только из близлежащих, но также из дальних сел и соседних с районом городов. Хвалили за него ларинцев и в Челябинске на областном фестивале народного творчества.
Жениха с невестой на пороге Дворца культуры встретили старинной казачьей песней. Преподнесли хлеб-соль, дали шутливое задание на предмет готовности к совместной жизни. На всем их пути к регистрационному столу звучали обрядовые песни - грустно-радостные, наставительно-поучительные, задорно-веселые. Всем действием красиво и легко руководила, внося элементы игры и состязательности, работник дворца Ольга Долматова, облаченная в народный костюм с кокошником.
Вот директор дворца Татьяна Ивановна Гречишникова, наделенная правом регистрировать браки, произносит слова, которых с волнением ждали жених с невестой. Поздравляя новобрачных, она напоминает о необходимости почитать родителей и после создания своей семьи. Пожелания и наставления, далекие от шаблонных напутствий в городских загсах, идут, чувствуется, из глубины сердца этой обаятельной и душевной женщины, много сделавшей для подъема культуры в селе. Атмосферу искреннего участия и необыкновенной душевности поддерживает песнями хоровод певиц в длинных до пят, с яркими узорами, платьях.
После регистрации молодожены с гостями идут в столовую, а самодеятельные артистки снимают наряды и садятся за стол с угощением. Одна из близко живущих приносит из дома свежие овощи. Наливают в маленькие стаканчики диковинные для селянок вино и пьют за здоровье новобрачных. Мы с баянистом Михаилом Дмитриевичем Соловьевым представляем мужскую половину импровизированного застолья.
Начинается непринужденный разговор много повидавших и переживших на своем веку деревенских женщин. Он то и дело прерывается песнями, льющимися из раскрытых друг другу сердец. Слушаю и будто заглядываю в сокровищницу русской души, величием и богатством которой наполнены народные песни.
- Обрядовое бракосочетание - не просто возвращающаяся традиция, не тем более модное украшение сегоднящних свадеб, - говорит основательница "Кулахтиночки" ветеран педагогического труда Екатерина Васильевна Глазунова, бойкая женщина, с прямым, искрящимся, очень выразительным взглядом нестареющих глаз, а, я уверена, - нарастающая потребность людей, истосковавшихся по высоким чувствам, которые приподнимают из обыденности сам факт образования семьи. Нас с этим обрядом приглашают и на "серебряные" и "золотые" свадьбы, когда супруги с высоты прожитых лет пытаются по-новому взглянуть на свой союз - как на совместный красивый полет душ...
- В репертуаре коллектива только свадебный обряд? - спрашиваю.
- "Кулахтиночке" более 15 лет, за эти годы наработан большой багаж и песен, и обрядов, - отвечает она. - Раньше в деревнях устраивали обряды "Последний сноп" - по окончании уборочной страды, "Красная борозда" - по завершении сева. Время от времени показываем их односельчанам, чтобы не забывали обычаи прадедов.
- Спой, спой свою любимую "Горлицу", - сразу несколько женщин настойчиво просят Раису Сергеевну Толоконникову, нынешнюю руководительницу коллектива, заслуженного работника культуры РФ.
Она отговаривается, ссылаясь на плохую форму. Потом объявляет, что споет народную песню, когда-то популярную среди казаков. И, собравшись с духом, запела. Да так, что у некоторых ее напарниц, много раз, думается, слышавших эту песню, слезинки в глазах заискрились.
Горлица тоскует.
Дятел все стучит.
А глухарь токует.
А душа болит...
Но душа, душа-то
Тем и хороша,
Что летит куда-то,
Крыльями шурша...
Нередко репетиции и концерты заканчиваются такими посиделками. Почти у всех женщин - семьи, дети, у многих - и внуки. Проблем и забот - выше головы. Освободиться от их каждодневного бремени только и могут здесь, во дворце. "Лишь за песнями забываю о своем пожизненном кресте", - поделилась Екатерина Васильевна, говоря о дочери-инвалиде. Другие рассказывали, что порой идут на бесхитростный обман мужей, чтобы выкроить час-другой для спевки (мол, к соседке надо или в больницу...)
Не просто, к примеру, вырваться из дома той же Наталье Коростелкиной, у которой трое детей. Однако она знает, что в коллективе незаменима не только как певица с сильным голосом, но и как заводила в игровых сценах, как женщина решительного и веселого нрава, умеющая морально поддержать подруг. Ценят каждое появление здесь Валентины Чуманиной, матери четверых детей, работающей токарем в совхозе и здорово устающей: благодаря исключительно завидной воле она приходит на репетиции и концерты и привносит в общее пение чистый звонкий голос и удивительную душевность.
Ну, а я готов поклониться прежде всего женщинам, которым за шестьдесят. Каким таким чудом им удается сохранить в своих голосах столько бодрости, жизнеутверждающей силы, задора? За их здоровье спешу произнести заслуживающий быть первым тост...
В свои немолодые годы неутомим как музыкант и Михаил Дмитриевич. В "Кулахтиночке" его любят, как брата и отца. А также за то, что не "портит девишник", свой во всем.
Годы все равно идут, покинули коллектив и умерли некоторые его ветераны, но духом "Кулахтиночка" молода и жизнерадостна. Потому, наверное, что черпает его в неиссякаемых кладовых народных песен, фольклора. А также, и в этом я убедился воочию, - в радостной и будоражущей атмосфере свадеб, которым так нужна сегодня опора на традиции и высокую нравственность предков.
Горлица и дятел,
И еще глухарь,
Дайте мне печали,
Я их спрячу в ларь.
Счастье улыбнется.
Все пойдет, как встарь.
Горлица вернется.
Будет петь глухарь.
Валерий ЕРЕМИН.
(Наш корр.).
Уйский район.