16-10-97
Самым старым из всех этих машин является стоящий у ДК железнодорожников паровоз "Коммунар". В 1920 году рабочие депо с грузом хлеба отправили его в Москву на 50-летний юбилей Ленина. В 1959-м паровоз был найден где-то на Дальнем Востоке, возвращен в Челябинск и поставлен на вечное хранение. "Из мрака прошлого, из рабства испытаний, ты мчи нас в мир любви..." - умели все же в те лихие годы верить и мечтать, весь паровоз испещрен надписями подобного типа. На угольном тендере "Коммунара" суровый мужчина в фартуке плющит на наковальне какую-то железяку. Наверное, он строит коммунизм...
Я помню в детсве мы ходили в ДК смотреть "След сокола" или "Апачей". И до поздего вечера играли на паровозе в индейцев и ковбоев. Не оставляют без внимания "Коммунар" и сегодняшние подростки, нередко из-под его колес несется крепкая ругань - удобное укрытие для карточной игры нашли прогуливающие уроки учащиеся железнодорожного техникума.
"Коммунар" не одинок, в километре от него, у проходной второго локомотивного депо, стоит на невысоком постаменте еще один паровозик. Он увековечил место былых стачек и митингов рабочих депо. На черном боку паровоза изображена идиллическая картина - локомотив тянет состав с теплушками по уральскому лесу. Наверное, это везут в Сибирь тех самых стачечников.
Еще один старинный агрегат установлен у главной проходной тракторного завода. Первенец ЧТЗ - трактор С-60 "Сталинец" мал размером и большого впечатления не производит. Зато он ухожен - сосна растет, газон вокруг подстрижен. Сиденье на тракторе открытое - всякий пацан порулить захочет.
А вот до старшего брата "Сталинца" - тяжелого танка ИС-3 (Иосиф Сталин) любителям развлечений добраться сложнее. Танк величественно возвышается над Комсомольской площадью, будто ставит точку в едином архитектурном ансамбле. Впрочем, постамент раньше был еще выше. По просьбе автора проекта архитектора Евгения Александрова, его срезали на полтора метра. Однажды танк со своего места исчез: не успели облицевать постамент (торопились открыть памятник в 1963 году к 30-летию ЧТЗ), вот и пришлось двум 25-тонным кранам его снимать, а затем, после облицовки, вновь водружать обратно. Хотя ИС-3 считается самым тяжелым советским танком времен Отечественной, в войне он участия не принимал. Как и его молодой собрат Т-62, неизвестно по чьей прихоти поставленный у кинотеатра "Победа". Есть еще танки на территории танкового училища - не зря наш город Танкоградом называют.
Но больше всего в Челябинске самолетов. МиГ-15 так и хочет взмыть со своего постамента, установленного возле аэропорта. Наверняка помнят небо и фронтовые бомбардировщики Ил-28 и Су-24, рвущиеся в облака у КПП авиационного училища штурманов. Из трех крылатых машин в войне участвовала лишь одна - МиГ-15 бил всех в небе над Вьетнамом. Кто знает, может, и наш "мигарек" тогда отличился.
Установке у Дворца культуры завода имени Колющенко гвардейского миномета "катюша" посодействовал герой войны прославленный генерал Москаленко.
- Он тогда депутатом был от нашей области, - вспоминает директор заводского музея Зинаида Никитична Солдаткина. - Мы написали на его имя письмо и вскоре нам прислали миномет БМ-13. Наши рабочие отлили на заводе снаряды, а челябинский писатель Марк Гроссман специально для памятника написал четверостишие.
Выбитые в металле строки звучат торжественно: "Колющенцам - создателям гвардейских минометов - оружия отмщенья и победы с великой благодарностью". Пожалуй, эти слова подходят не только колющенцам, но и всем челябинцам, совершившим в войну трудовой подвиг... Танки, "катюша", самолеты - это наша слава!
Иван СТАРШИНОВ.