16-11-01


Сальто в будущее

В Челябинске завершился четвертый областной фестиваль любительских цирков

В этом году он был посвящен памяти двух великих клоунов - Юрия Никулина и Михаила Румянцева - знаменитого Карандаша. Считается, что человеку с красным носом нужно быть эквилибристом, акробатом, жонглером да еще и владеть актерским мастерством. Поэтому клоунада - самое трудное, что есть в цирке. Нынешний фестиваль это подтвердил. Из тридцати трех конкурсантов клоунов было только двое - Евгений Мотовилов и Игорь Михно из цирка "Аллегро" (Чебаркуль). Несмотря на свой юный возраст, ребята многому научились. Чего стоит их фирменный трюк "Кубики". Такой трюк исполняется только в чебаркульском "Аллегро". А номера воздушных гимнастов из цирка "Арабеск" (Коркино) и вовсе входят в золотой фонд искусства на арене. Сложнейшие элементы ребята исполняют на высоте 8 метров без всякой страховки.

Но это редкие исключения. Большинство участников фестиваля показало один и тот же номер в разных вариациях. Одна или две девочки то сгибаются вдвое, закидывая ноги за голову, то стоят на руках. Пришедшие на гала-концерт могли наблюдать это зрелище в течение четырех часов. Причин такой моножанровости несколько, и не во всем следует винить художественных руководителей, которым лень придумать что-нибудь новенькое. Сейчас в каждом ДК есть свой цирковой коллектив, в одном только Челябинске их около десятка. Но ни у кого нет возможности заниматься на специально подготовленной для этого площадке: арена Челябинского цирка отдана гастролирующим труппам. Следовательно, такой жанр, как воздушная гимнастика, любительскому коллективу недоступен.

Другая проблема - в цирк идут в основном девочки, а без мальчиков невозможно поставить силовые номера, репризы и жонглирование. Вот и остается одна пластическая гимнастика.

Фестиваль выявил любопытную тенденцию: самые сильные цирки, которые и любительскими-то не назовешь, находятся не в Челябинске, а в области. Это миасская "Коломбина" и уже упоминавшиеся "Арабеск" и "Аллегро". Местные администрации регулярно оказывают им материальную поддержку, благодаря которой коллективы имеют свою площадку и реквизит, время от времени выезжают со своими номерами за границу и проходят стажировку в Москве. В свою очередь цирковые школы становятся гордостью и главными атрибутами культурного пространства малых городов. Почти все ребята, проучившись там, едут оттачивать свое мастерство в столицу и становятся именитыми артистами.

Олеся ГОРЮК