17-01-01
Услугами муниципального транспорта пользуются практически все горожане. Относительная дешевизна проезда никого не обманывает - за месяц ежедневного "катания" на трамвае или троллейбусе набегает существенная сумма. И вот мы узнаем, что ее собираются увеличить. При этом отцы города Челябинска, конечно же, опираются на расчеты.
По данным областного комитета по ценам и тарифам, стоимость билета в общественном транспорте в городах и районах области на 1 января 2001 года колебалась в пределах полутора-двух рублей (исключение - Миасс, где проезд до сих пор бесплатный). Ориентиром для муниципалитетов, устанавливающих цены, служит областной центр: учитывая собственные затраты, равнение они все-таки держали и держат на него.
На уровне субъектов Федерации ситуация иная. По информации, которой владеют специалисты по ценам и тарифам, проезд в общественном транспорте 1 января этого года стоил в Уфе, Ижевске и Кургане два рубля, в Оренбурге - два с половиной, в Тюмени и Екатеринбурге - три. Но, как стало известно, у "соседей с севера" цену на днях подняли до четырех рублей, чем большинство екатеринбуржцев, естественно, осталось недовольно. Челябинск во многих своих начинаниях сверяет шаги с Екатеринбургом, поэтому подорожание проезда "там" может послужить сигналом к аналогичным действиям "здесь". Кстати, по некоторым сведениям, автотранспортные предприятия Челябинска уже предлагали мэрии поднять тариф до четырех рублей. Городская Дума на своем заседании должна рассмотреть вопрос о ценах, также имея в виду предложение руководителей городского электротранспорта о повышении платы до четырех рублей. Именно эта цифра фигурирует в качестве желаемой, хотя подчеркивается, что если призыв "муниципалов" будет услышан, городской транспорт все равно не станет рентабельным.
Если верх одержат аргументы транспортников, стоимость билета для пассажиров вырастет сразу вдвое. В Екатеринбурге этот шаг был не таким резким. Цены за проезд там повысились на одну четверть.
Мнение транспортников
Директор "Челябгорэлектротранса" Григорий Туктабеев назвал положение, в котором оказалось его предприятие, глубоким кризисом. Рост цен на все виды запчастей и материалов, отсутствие компенсации проезда льготных категорий пассажиров (а их около 70 процентов) окончательно выбили почву из-под колес электротранспорта. В прошлом году вместо 333 миллионов рублей необходимой дотации предприятие получило только 96-28 процентов. Кредиторская задолженность достигла 204 миллионов рублей.
- Если мы поднимем плату за проезд до пяти рублей, но продолжим бесплатно возить льготников, - говорит Григорий Туктабеев, - мы только покроем текущие расходы - на электроэнергию, приобретение запчастей и заработную плату. О погашении кредиторской задолженности, обновлении подвижного состава и речи не может быть. А без новых трамваев и троллейбусов от пиковых нагрузок, вызывающих справедливое негодование челябинцев, не избавиться. Мы возим пенсионеров, почему бы не освободить предприятие от отчислений в Пенсионный фонд. Когда проезд оценивался в полтора рубля, мы их не платили, не могли. Задолженность достигла 74 миллионов рублей. На горизонте появился прокурор, плата за проезд была повышена до двух рублей, текущие платежи в Пенсионный фонд пошли, однако росла задолженность перед другими кредиторами. Вот и пришли к тому, что имеем.
Мэрия думает
На последнем аппаратном совещании у главы Челябинска В. Тарасова вопрос о повышении платы за проезд в общественном транспорте был поставлен ребром. Мэр отметил, что с кондачка, простым увеличением тарифа проблему не решить. Даже при повышении платы за проезд до четырех рублей задолженность транспортников будет колебаться на уровне 125 миллионов рублей. Необходима комплексная программа финансового оздоровления, включающая в себя конкретные предложения по компенсации проезда для льготных категорий пассажиров со стороны областного и федерального бюджетов. Соответствующие расчеты скоро будут представлены в администрацию области и вышестоящие инстанции.
Как часто вы пользуетесь общественным транспортом и сколько денег тратите?
Н. Комарова, пенсионерка, 60 лет:
- Редко пользуюсь. Зимой езжу только к детям на троллейбусе, по пенсионному. Летом больше в саду живу. Конечно, когда выбраться оттуда нужно, на автобус иду. Когда спешу, сажусь на любой, даже платный, а так стою жду, чтобы по пенсионному проездному проехать. Давка, конечно, жуткая.
Сергей Владимирович, коммивояжер, 23 года:
- Постоянно езжу от конторы к конторе, вожу книги. Если бы каждый раз платил, давно бы разорился. Нет, я не "заяц" - покупаю проездной. Он стоит 170 рублей, а я за месяц "прокатываю" четыреста. Выгодно. Если цены на проезд повысят, все равно придется ездить.
Андрей Комельков, служащий фирмы, 27 лет:
- Езжу редко. Обычно передвигаюсь на своих двоих. Если уж угораздит, предпочитаю маршрутные такси. Пять-десять рублей за проезд - не большая цена за комфорт. Если цены действительно поднимут: Ну, наверное, "маршрутки" тоже подорожают. Но я не так часто остаюсь без машины, чтобы об этом задумываться. В месяц на общественный транспорт трачу столько же, сколько стоят два литра 93-го.
Хитрый ход
Повышение платы за проезд в общественном транспорте для челябинских властей всегда было вопросом политического выживания - в той же степени, как для самих транспортников - вопросом выживания экономического.
Создается впечатление, что власти раз за разом намеренно допускают в прессу утечку о предстоящем подорожании проезда, чтобы затем, выдержав паузу, заявить: "Мы сделали все, чтобы учесть нужды транспортников, защитив при этом интересы челябинцев". Так произойдет и на сей раз. Через пару-тройку недель глава города обнародует постановление о повышении стоимости проезда. Но только не на два рубля, чем так пугают сегодня простых горожан СМИ, а "всего" на один рубль. Недавние избиратели облегченно вздохнут: могло быть и хуже.
Материал подготовили Евгений КИТАЕВ, Михаил ПИНКУС, Сергей БЛИНОВСКИХ, Сергей КУКЛЕВ.