17-01-01


Наука выбирать

Разговор с обывателем о политике

Сейчас, когда улеглись предвыборные страсти, можно спокойно поразмышлять над итогами минувших выборов. Свою точку зрения на этот счет уже высказали аналитики, руководители избирательных комиссий, представители вновь избранного депутатского корпуса - все те, кто в той или иной степени участвовал в подготовке спектакля под названием "Выборы". А каково мнение тех, кто, образно говоря, сидел в зале? Какую оценку дают они завершившемуся политическому марафону?

Мой собеседник - генеральный директор торговой фирмы "Молодежная мода" А.П. Лебедев. По его признанию, за последние десять лет он не пропустил ни одних выборов, участвуя в них исключительно как рядовой избиратель, потребитель предвыборных технологий. Наша беседа - о том, чего именно мы, обыватели, ждем от власти, чего она ждет от нас и что из этого взаимного притяжения интересов может выйти хорошего для области и России.

- Сразу оговорюсь, что проблема власти интересует меня не как средство для достижения личных целей или удовлетворения собственных амбиций, а как нормальная, цивилизованная возможность улучшения жизни, - начинает разговор Анатолий Павлович. - Наше участие в выборных кампаниях, умение делать выбор и являются реальным демократическим инструментом влияния на власть, формирования ее в том виде, в каком она должна максимально отражать интересы жителей области. За последние десять лет наше общество сильно изменилось. Еще совсем недавно мы выбирали тех, кто смелее разоблачает, чаще мелькает перед телекамерой. Вспомните Л. Субботину, поднявшую волну народного негодования против В. Сидого (прекрасный, кстати, специалист, который смог бы еще немало хорошего сделать для региона), Г. Белоусова, без устали клеймившего коррупцию в области, а на уровне Госдумы депутата Н. Марычева, превращающего заседания высшего законодательного органа страны в балаган и тем самым привлекающего к себе внимание телеоператоров. Где сейчас эти люди? Народ предпочел им других избранников. Ценой ошибок, сомнений и разочарований мы учимся выбирать депутатов уже не за красивые глаза, не за эффектные фразы, а за их дела. Посмотрите на тех, кто сегодня составляет ядро областного Законодательного собрания, - на А. Аристова, В. Чернобровина, С. Мительмана, А. Берестова. Это все - люди дела, построившие свою репутацию не на скандалах и разоблачениях, а на созидании.

- Какую профессию для депутата вы как избиратель считаете наиболее предпочтительной - юриста, экономиста, хозяйственника?

- Образ представителя власти, избираемого народом, во многом зависит от того, какое время на дворе. После кандидата-разоблачителя на политической арене появился харизматический лидер типа генерала Лебедя, а до того были у нас руководители - пророки, мессии, отцы народов: Мне лично ближе всего образ представителя власти, каким его сформулировал В. Путин: это наемный работник, избранный на эту должность на четыре года. Профессиональная принадлежность - не самое главное в его деятельности. А главное, на мой взгляд, в том, что он должен помимо порядочности и добросовестности обладать талантом жизнеустройства. То есть депутат должен уметь жить сам и формировать вокруг себя такую же среду, обустроенную для благополучной жизни людей.

- Значит, по-вашему, во власть должны идти предприниматели, бизнесмены?

- Бизнесмен в переводе - деловой человек. А кто из наших руководителей области не деловой? Мэр, губернатор? Это все деловые люди, только занимаются они политическим бизнесом, а не конкретным производством. Впрочем, и в частном производстве я не вижу ничего плохого. Пусть им занимается кто угодно, конечно, отстраняясь от дел на время выборов. Лишь бы этот бизнес был направлен на благо общества, развивал экономику региона, наполнял бюджет, давал новые рабочие места. Сказанное относится не только к мужчинам-депутатам, но и женщинам. Я руковожу преимущественно женским коллективом и хорошо знаю, насколько талантливы женщины в качестве организаторов. А ведь они еще и жены, матери, хранительницы домашнего очага. Сегодняшний дефицит женщин во власти может аукнуться забвением проблем охраны семьи, материнства и детства.

- Нередко, голосуя за очередного кандидата, мы выпускаем джинна из бутылки - в том смысле, что утрачиваем контроль за его деятельностью, даже если она полностью противоречит предвыборным обещаниям. Ближайший пример - история с депутатом В. Головлевым, которого кто только не упрекал в махинациях с госсобственностью. А Головлев опять в Думе:

- Тем не менее я считаю, что у нас, избирателей, должен быть только один способ влияния на депутата - право голоса. Все остальные рычаги легко могут быть использованы как механизм политического давления на народного избранника. Другое дело, что при этом надо отрабатывать предусмотренный законом механизм встреч с депутатом, контроля за исполнением наказов избирателей, а в случае необходимости и отзыва депутата через суд. Да и сам кандидат в депутаты должен трезво оценивать свои возможности.

Характерная в этом плане история произошла в Бакале. Если вы помните, пару лет назад главой города был избран диспетчер шахты "Сидеритовая" В. Алейников. Он уже заступил на должность, принял поздравления, но после здравого размышления взял самоотвод. Десять лет назад такое было бы немыслимо, власть давала человеку иммунитет против любой критики. Сейчас обладатель даже очень высокой должности вынужден считаться с мнением общественности, соответствовать своему месту. Говорят, что об этом случае написала "Нью-Йорк таймс", расценив ситуацию как одну из характерных примет новой России.

- Все мы заинтересованы в том, чтобы у власти стояли люди с незапятнанной репутацией. Как вы считаете, перестанет ли идти во власть криминал, если отменить депутатскую неприкосновенность?

- У криминала скопились такие деньги, что их надо защищать. За этим, главным образом, а вовсе не за депутатской неприкосновенностью его представители идут во власть. И будут идти, потому что криминал вступил в новую стадию своего развития: он хочет быть респектабельным. Многие страны прошли этот путь.

- Специалисты, знающие основы западной демократии, считают, что ее безупречно отлаженный механизм обязан своим существованием не конкретным "хорошим" сенаторам, а самой системе, заставляющей конкретных сенаторов работать хорошо. Может быть, и нам надо употребить свои усилия именно на создание демократической системы, а не на выбор "правильных" депутатов?

- По-моему, до этого нам еще далеко. Мы только в начале пути. А там эта система уже полностью отлажена во всех деталях, включая традиции гражданственности, практику отстаивания своей правоты в суде и т.д. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить последние выборы в США. Для меня удивительнее всего было то, что весь этот видимый накал страстей проходил в рамках закона, не перерастал в беспорядки. Думаю, наша матушка-Россия в этом отношении сыграла роль учебного пособия, указав другим странам, до чего доводит революционный путь решения политических конфликтов:

- Анатолий Павлович, из каких источников вы как избиратель черпали информацию о кандидатах?

- Это одна из самых острых проблем. Несмотря на море газет и листовок, которыми в дни предвыборной агитации были буквально забиты наши почтовые ящики, избиратели чувствовали информационный голод. Получалось, что правом наиболее полно рассказать о себе обладали кандидаты со значительными финансовыми возможностями. За те несколько минут, которые отводились соискателям депутатских мандатов на государственных каналах, рассказать о себе что-то внятное было трудно. Видимо, понимая это, многие откровенно игнорировали предоставление им эфирного времени.

- Чем же в таком случае руководствоваться, чтобы не ошибиться в выборе кандидата?

- Здравым смыслом. Я ни за что не проголосую за человека, который развивает бешеную активность во время выборов, а до них был никому не известен. Алтын складывается из грошиков. Кандидат в депутаты сначала должен зарекомендовать себя перед избирателями, должен быть уже известен им своими добрыми делами. Кроме того, он должен быть терпимым к представителям противоположной точки зрения, компетентным, умеющим трезво оценивать ситуацию любой степени сложности. Я вот как-то слушал выступление одного кандидата в депутаты, который убеждал, что если его выберут в городскую думу, он из глотки вырвет у федеральной власти какие-то там блага. Его не выбрали. Наверное, потому, что люди хотят видеть в качестве законодателя взвешенного политика, а не терминатора.

Не знаю, как для кого, а для меня в выборе кандидата во власть много значит мнение людей, которых я уважаю. К сожалению, у нас все меньше таких духовных авторитетов, как А. Сахаров или Д. Лихачев. Но, думаю, у каждого человека есть свой духовный лидер, наставник, на которого он внутренне равняется. Это лучше, нравственнее, чем верить газетам-ежедневкам, от которых, помнится, предостерегал еще профессор Преображенский из "Собачьего сердца". Разница лишь в том, что от советских газет портился аппетит, а от нынешних бесплатных "выбирашек" - репутации кандидатов. Однажды мне попался на глаза листок, направленный против кандидата в депутаты областного законодательного собрания Л. Берковича. Прочитав его, нельзя было не прийти в ужас от такого количества грязных оскорблений. За этим должна следовать уголовная ответственность, а у нас подобное - едва ли не в порядке вещей: Все это говорит о низкой политической культуре общества.

- Как, по-вашему, поднять ее уровень?

- Больше встречаться с людьми как в период выборов, так и в "мирное время". Разъяснять им их права и обязанности, внушать мысль о том, что власть - это прежде всего ответственность перед избирателями. В этом отношении трудно переоценить роль журналистов "Челябинского рабочего" - самой крупной и уважаемой в области газеты. Ваши материалы читают тысячи южноуральцев, к вашему мнению прислушиваются. Очень важно формировать политическую культуру у молодежи, которая по-прежнему является наиболее пассивной частью общества. Я бы ввел в школах отдельный предмет на тему о формировании власти, что-то вроде политпросвета. И потом, надо думать о традициях передачи власти. Недавно мы стали свидетелями инаугурации губернатора. Это торжественное и запоминающееся событие, имеющее политическое значение. Почему не сделать то же самое на уровне городской Думы, областного Законодательного собрания? Мне кажется, подобные церемонии работали бы на создание традиций преемственности власти, независимо от того, какая политическая партия или лидер встали у руля после выборов.

- А у вас не возникало мысли самому попробовать свои силы в качестве кандидата в депутаты?

- Нет. Сфера моих интересов далека от политики. Думаю, это не мое призвание. Хотя: Жизненный опыт учит: никогда не говори "никогда":

Лидия БОРИСОВА