17-01-01


Феня на батарейках

Старый игрушечный друг лучше новых интерактивных двух

Игрушечный новогодний бум, когда родители лихорадочно подбирали своим детишкам подарки, показал, что ныне бешеной популярностью пользуются новомодные "интерактивные" игрушки: бесчисленные роботы-"приятели", звери неизвестной породы, такие, как "Ферби", инопланетяне Йоды с лазерными мечами, Бэби-малыши, голубая курица "Феня", поющие и лающие собачки типа "Пучи", а также различные разговаривающие и ползущие на свет фонарика шмели, божьи коровки или гусеницы.

Вот, скажем, один из "хитов" продаж: интерактивная курица "Феня". Эта изготовленная в Китае игрушка мало походит на курицу, больше - на фиолетовый или голубой мохнатый шарик с огромными глазами и длинными ресницами. Феня выглядит очень симпатично, разговаривает сладким голосом, просит есть и пить, повторяет определенный набор фраз: "Я тебе нравлюсь?", "Давай дружить", "Феня красивая", "Поговори с Феней" и "У Фени будет малыш"... В кармане у нее два яичка, которые она снесет, если игрушку погладить или потрясти, потом споет детишкам песенку и ляжет спать. (Тут нужно положить яички обратно в кармашек, иначе вновь цыплятки не снесутся).

Все эти забавные игрушки далеко не дешевы, стоят порядка тысячи рублей и больше. К тому же все они работают на батарейках, которые в комплект не входят, а едят довольно много энергии. Если учесть, что большинству игрушек нужен набор в четыре-шесть батареек, то каждая зарядка обойдется потребителю почти под сотню.

Между тем мамы и папы, купившие своим ребятам интерактивные игрушки, с удивлением обнаруживают, что интерес к ним не такой уж длительный: электронное существо надоедает ребенку намного раньше, чем обыкновенная плюшевая или пластиковая игрушка. Здесь, вероятно, дело в том, что интерактивная игрушка не развивает фантазию. Прислушайтесь, как играет ваш ребенок с обыкновенными куклами: он что-то говорит им и что-то за них отвечает, ежедневно придумывает новый сценарий игры и режиссирует поведение своих любимцев. Ведь искупать, "напоить" из соски, высадить на горшок можно и обыкновенного пупса, при этом "малыш" каждый раз будет вести себя так, как хочет его хозяин, а не так, как запрограммировали производители. Конечно, эти программы расширены по сравнению с программами традиционных механических заводных шагающих кукол и прыгающих зайчиков, но их вариативность не может идти ни в какое сравнение с количеством свойств, которыми ребенок наделяет игрушки по своему желанию. Интерактивная игрушка, таким образом, не выполняет основной функции игры: она не обучающая, не развивающая по своей сути. Именно поэтому разумные родители не увлекаются покупкой новомодных разрекламированных игрушек, предпочитая им классические фигурки зверей и куколок.

Немаловажное значение имеет игрушка не только в развитии воображения и технических навыков, но также и для эмоционального развития. Первые привязанности после мамы и папы дети распространяют на свои игрушки, представляя их живыми существами. Собственно, на такое эмоциональное восприятие и рассчитаны интерактивные игрушки. Они действительно более "достоверно" имитируют поведение живого существа. Но в этом психологи и видят самую большую опасность подобных игрушек.

При игре обыкновенными игрушками ребенок прекрасно осознает, что душу и жизнь вдыхает в них сам: тем значимей для него испытываемые эмоции. При игре в "тамагочи" или интерактивные игрушки этот процесс духовного самовоспитания не включается. И родителям стоит серьезно подумать об этих психологических законах, когда они выбирают своему ребенку игрушечных друзей.

Андрей КОМАРОВ,

психолог (ИА "Резонанс-профи")