17-01-03


Русская Пиаф

После пятилетнего перерыва в Челябинске выступит Елена Камбурова

20 января в Челябинском академическом театре драмы с сольным концертом выступит Елена Камбурова

"Она робка, скромна, пуглива, трепетна, ранима, беззащитна. Абсолютно не драйвовая певица" - так говорит о ней пресса. А Дмитрий Дибров заметил: "История про Камбурову - это история про искусство тишины".

С детства она мечтала стать драматической актрисой, однако после школы, будучи не слишком уверенной в своих силах, поступила в Киевский институт легкой промышленности, но через два года все же ушла оттуда и приехала в Москву поступать в Щукинское театральное училище. Третий тур Камбурова не прошла: яркая индивидуальность абитуриентки не вписывалась в рамки привычных амплуа драматического театра, и, чтобы остаться в Москве, Елена пошла работать на стройку. На следующий год она поступила в Государственное училище циркового искусства на новое, только что открывшееся отделение эстрады. Высшее образование получила позднее, закончив отделение эстрадной режиссуры ГИТИСа.

Песня Новеллы Матвеевой "Ветер" стала первой, с которой Камбурова вышла на сцену. Исповедальность, темперамент, романтизм юной певицы сразу привлекли к ней внимание. Но на первой же сольной программе Камбурову "зарубили", жюри Минкульта РСФСР приговорило: с таким антисоветским репертуаром на сцене выступать нельзя. В Москонцерте от Камбуровой потребовали заявления, что ее песни в оплате не нуждаются. На гастроли ездила редко, пела только в сборных концертах. В программах Елены Камбуровой - французская и английская поэзия XVI века, "Реквием" Ахматовой, вокальный цикл на стихи Мандельштама в музыкальной интерпретации композитора Владимира Дашкевича. Имя Камбуровой стало знаковым для интеллигенции тех лет, а ее концерты - глотком свободы, редкой возможностью соприкоснуться с истинной культурой. Окуджава говорил о Камбуровой: "Последняя героическая женщина в нашем жанре", "шансонье номер один в нашей стране".

Свободное владение голосом в очень широком диапазоне, богатейший набор тембров и интонаций и актерское мастерство - те качества, благодаря которым Камбурова стала незаменима в кино, в пении за кадром; ее голос, всегда очень разный и в то же время всегда узнаваемый, непохожий ни на какой другой, звучит более чем в ста кинофильмах и мультфильмах ("Раба любви", "Дульсинея Тобосская", "Небеса обетованные").

С 1992 года Елена Камбурова - художественный руководитель ею же основанного Театра музыки и поэзии, подобного которому нет в России. Рождение театра было трудным. Долгое время он существовал без площадки, приходилось скитаться по дворцам культуры. На каком-то этапе Камбуровой помог Лужков. И теперь у Театра музыки и поэзии есть свое помещение напротив Новодевичьего монастыря, два небольших зала в бывшем кинотеатре "Спорт". "Это должен быть Театр Хороших Лиц. Наш театр будет отыскивать и выращивать эти лица" - таким представляла его Елена Камбурова. Сейчас там много талантливых актеров, и в их числе челябинец Андрей Крамаренко. В нашем городе он жил с идеей такого же театра, но поддержку встретил не в Челябинске, а в Москве, у Елены Камбуровой.

Олеся ГОРЮК