17-02-99


"When my guitar gently weeps..."

Концерт Валерия Сундарева в Камерном театре

Заголовок на английском, потому что это строчка из знаменитой песни "The Beatles" - "Пока моя гитара тихо плачет". Почему-то, когда я думал, как озаглавить статью про челябинского гитариста Валерия Сундарева, она вдруг вспомнилась мне. Может быть, из-за того, что незабываемое гитарное соло в ней исполнил английский гитарист Эрик Клэптон. А они с Сундаревым очень похожи чисто внешне. И еще оба, взяв в руки гитары, не начинают скакать по сцене подобно Ангусу Янгу, не принимают картонно-героических поз а-ля Ингви Мальмстин, не кусают струны своего инструмента, как это делал Джимми Хендрикс. Впрочем, все вышеперечисленные известные мастера гитары в кумирах у Сундарева и не ходят, а недавний свой концерт в Челябинском камерном театре Валерий практически полностью отыграл без всяких дешевых эффектов, на чистом, открытом, прозрачном звуке.

- Я просто переболел этим, - говорит Валерий, - когда-то играл, конечно, хард-рок, сотрудничал с различными челябинскими рок-группами, с "Томасом Гавком" например. Но на собственном опыте убедился, чем меньше используешь "примочек", тем большее удовольствие доставляешь и себе самому, и слушателям. Все должно быть в меру. Хотя в музыке я очень эмоциональный человек, "завожусь" мгновенно и во время концерта, и на репетиции, независимо от того, работаю я как приглашенный музыкант или играю в своем проекте.

Так получилось, что выступление Сундарева, организованное фирмой "Фенстер" и муниципальным джазовым центром, - это первый челябинский джазовый концерт 1999 года. Эх, вот так бы и весь год! Что ни говори, а битком набитый зал - это уже показатель. В Камерный театр послушать игру гитариста пришло очень много коллег-музыкантов, и многозначительное одобрение было просто написано на их умных лицах. С важным видом улыбались и аплодировали в нужных местах профессиональные слушатели джаза. Я не говорю уже о простых любителях музыки, их радость от классной работы джазменов не знала пределов. Первое, что бросилось в глаза, - продуманность в составлении концертных номеров, их классная режиссура. Это была именно ПРОГРАММА, в которой не было скучных и проходных мест, внимание зрителей не ослабевало ни на минуту. Доступные, мэйнстримовские вещи перемежались с "загрузными" композициями, над которыми можно было подумать.

- А я над этим специально работал, - усмехается Валерий, - имея большой опыт общения со зрительской аудиторией, я уже могу каким-то образом просчитывать реакцию публики. Поэтому свой концерт выстроил с математическим расчетом и, кажется, не ошибся.

Музыкальный опыт Сундарева действительно исключительно обширен. Чтобы рассказать о его карьере - не статью, книгу писать нужно. Начинал с клуба самодеятельной песни, в армии играл в оркестре народных инструментов, закончил музыкальную школу по классу баяна, как гитарист стал известен во время работы в челябинских ресторанах. Оттуда был "призван" в легендарный ансамбль "Ариэль", а через четыре года перешел в не менее знаменитый и титулованный "Уральский диксиленд". В его составе колесил по Европе и участвовал в записи трех компакт-дисков, вышедших на Западе. Свой CD Сундарев записал в Бонне в паре с немецким гитаристом Эдуардом Мартенсом. Вернувшись в Челябинск, успел поиграть практически со всеми местными джазменами, гитара Сундарева звучала на концертах ансамбля Стаса Бережнова, ансамбля Георгия Анохина, состава Валерия Нагорного. С последним коллективом Валерий успел съездить в Москву и Петербург. Видевшая многих джазовых звезд публика двух столиц принимала челябинцев очень тепло. Кстати, в концерте ансамбля Валерия Нагорного, который намечен на 21 февраля в театре ЧТЗ, Сундарев также примет участие. Необходим и еще один штрих к портрету: основное место работы Сундарева - церковный хор Свято-Симеоновского храма.

- Валерий Сундарев - артист исключительно одаренный, - заметил сразу после концерта в камерном один из его организаторов Станислав Бережнов. - Пожалуй, на данный момент это самый яркий джазовый музыкант нашего города. Не думаю, что по силе таланта он уступает кому-нибудь из известных российских гитаристов, он только меньше их раскручен.

А универсализм Сундарева, его умение классно играть все - баллады, кантри, блюз, свинг в биг-бэнде, суперсовременные композиции - заслуживает отдельной, самой высокой оценки.

Уверен, к этим словам присоединятся практически все, кто побывал на концерте Валерия Сундарева.

Роман ГРИБАНОВ