17-02-99
Среди множества афиш, анонсирующих концерты в зале камерной и органной музыки, с особым почтением и интересом выделяю те, где значатся имена наших профессиональных хоровых коллективов: Магнитогорской государственной хоровой капеллы им. С.Г. Эйдинова (художественный руководитель и главный дирижер - заслуженный деятель искусств РФ Н. Иванова) и Камерного хора Челябинской областной филармонии под управлением заслуженного артиста РФ В. Михальченко. Выделяю потому, что ожидания особенного впечатления, яркого, необычного события всегда оправдываются. Потому, что в их исполнительстве в полной мере материализуются понятия высокого вкуса, мастерства, уникальности. И возникает то чувство наполнения красотой, духовностью, которые, кажется, вот-вот покинут тебя в суете будней.
Своеобразный, спонтанно возникший фестиваль хоровой музыки проходил в течение трех дней: 11, 12 и 13 февраля. Его особенность состоит в том, что капелла и Камерный хор в течение двух дней (11-го и 13-го) выступали в одном концерте, что позволило "раздвинуть" жанровую панораму и сопоставить разные исполнительские особенности коллективов. Одновременно и ощутить внутреннее духовное родство, генетическую связь с русской культурой, глубинное чувство народного мелоса.
Концертное отделение Камерного хора обозначило важнейшие жанровые предпочтения коллектива. Празднично, эмоционально, с большим воодушевлением прозвучала русская и зарубежная духовная музыка (две части из литургии "Иоанна Златоуста" П. Чайковского; сочинения Г. Давидовского и М. Дюруфле). Широко и мощно отозвался под сводами зала хор Г. Свиридова "Озерная вода"; исполнена мужской сдержанности и драматической напряженности старинная казачья песня "Спустилось солнце за горою". Живо откликнулись слушатели на тонкую звукопись двух хоров из сюиты челябинского композитора Е. Гудкова "Времена года". И уж никого не оставила равнодушным маленькая кантата Р. Щедрина из оперы "Не только любовь" с ее изобретательной частушечной образностью, жанровыми народными "коленцами", колоритным поэтическим текстом. Песня Д. Тухманова "Россия" возвысила всех присутствующих до патриотической эмоции, заставила вспомнить о лучших песенных российских традициях.
Отделение магнитогорской капеллы было законно финальным. Здесь главенствовала крупная форма: кантата С. Рахманинова "Три русские песни", исполненная стильно, трепетно, с большим драматическим накалом. Завершило программу одно из ярчайших сочинений русской хоровой литературы - кантата С. Танеева "Иоанн Дамаскин". Ее эмоциональный размах в исполнении капеллы огромен: от сдержанной интеллектуальной лирики до героической патетики; сложнейший полифонический стиль отлит в пластичную и подвижную интонационную форму; развитие устремлено к генеральной кульминации - третьей части. Общий философский смысл постигается даже не через слово, а именно через интонационную и динамическую драматургию, захватывает значительностью и смысловой насыщенностью.
В сольном концерте капеллы 12 февраля значительное место было отведено русской духовной музыке (С. Рахманинов, П. Чесноков), творчеству Г. Свиридова (фрагменты из хорового цикла "Пушкинский венок", кантата "Ладога", Три хора к драме А. Толстого "Царь Федор Иоаннович"); колоритно прозвучали романсы Н. Римского-Корсакова и С. Рахманинова в хоровой транскрипции Ю. Иванова. Магнитогорцы привезли и новое сочинение. Это "Глория" - шестичастное произведение французского композитора XX века Ф. Пуленка.
В хоровых концертах принял участие учебный коллектив музыкального училища (вуза) под руководством заслуженного работника культуры РФ Э. Михальченко. С честью выдержал он творческое соревнование с профессиональными признанными коллективами, продемонстрировав высокий исполнительский класс и яркую образность, проникновение в стилевые особенности исполняемой музыки (А. Рубинштейн - "Эпиталама" из оперы "Нерон", С. Танеев - "Посмотри, какая мгла", Г. Гендель - "Алилуйя" из оратории "Мессия").
Успеху концертов, бесспорно, способствовали солисты - заслуженный артист РФ В. Пыхонин, дипломант международных конкурсов Н. Заварзина, лауреат областного конкурса вокалистов Г. Чернакова, С. Жинжикова, а также профессиональная работа концертмейстеров Ю. Худяковой, Н. Левант, Г. Пермяковой.
Особую радость доставил зал - не только своей идеальной акустикой, позволяющей почувствовать все совершенство хорового звучания, но и тем, как слушали. Это был чуткий, умеющий слышать зал. А подобное обстоятельство дает особое наслаждение от хорошей музыки!
Татьяна СИНЕЦКАЯ