17-02-99
Это уже вторая встреча Анатолия Праудина с Челябинским ТЮЗом. Первая состоялась в 1995 году, когда он поставил спектакль "Фея Теккерея" по пьесе Н. Скороход, созданной по мотивам сказки У. Теккерея "Роза и кольцо". Актеры театра с удовольствием работали с новым необычным режиссером. Реакция публики на спектакль была неоднозначна. Критики отмечали новации в режиссуре и сценографии. Школьные учителя выступали против непристойностей в спектакле. А подростки в зрительном зале гоготали и отпускали циничные замечания, спровоцированные подчеркнуто грубым режиссерским языком.
Новая работа Анатолия Праудина значительно мягче и спокойнее предыдущей. Фантазия режиссера создала яркий, зрелищный спектакль, порой перегруженный нарочито неумелыми оперными и хореографическими номерами. Но самым интересным в спектакле стали не какие-либо внешние атрибуты, но необычная трактовка центрального персонажа - господина Журдена, роль которого виртуозно исполнил заслуженный артист России Валерий Егоров.
Уже в первые минуты спектакля, в своеобразном прологе, поражает необычность, непривычность облика Журдена. Этот моложавый красивый мужчина с одухотворенным лицом поэта произносит возвышенные слова любви Прекрасной Даме. Причем одушевленный образ влюбленного не представляется самонадеянной фантазией глупого мещанина, но являет собою тип неординарной личности. Валерий Егоров создает характер человека талантливого, отличающегося своей необыденностью. Это человек, который волей судьбы родился в чуждой ему духовной среде, и вот дремлющие, еще неосознанные стремления и способности этого человека внезапно пробудились. Очевидно, причиной тому стала влюбленность господина Журдена в прекрасную маркизу Доримену.
Что же оставалось несчастному Журдену, мещанину по происхождению, но с душою, способной к высоким порывам? Только одно: попытаться добиться расположения маркизы принятыми во времена Мольера средствами - дорогими подарками и изысканностью светских манер. Вот и приглашает Журден учителей музыки, танцев, фехтования, модных портных, которые, в свою очередь, не столько помогают господину Журдену, сколько дурачат доверчивого барина. Природный ум Журдена безошибочно распознает плутовство своих "учителей", но снисходительность влюбленного прощает очевидные обманы. Гораздо труднее Журдену разобраться во взаимоотношениях с аристократами. Но за достаточно краткий промежуток времени Журден переосмыслил всю свою жизнь, у него изменилась шкала ценностей, переориентировалась система отношений с окружающими. Ему открылась душевная леность супруги - прямолинейной и тяжеловесной, как те гантели, которыми беспрестанно упражняется госпожа Журден (заслуженная артистка РФ М. Пермякова), открылась наглость бесцеремонной служанки Николь (заслуженная артистка РФ О. Телякова с азартом играет острохарактерную роль). Дочь г-на Журдена Люсиль (Е. Кузьмина) оказалась обманщицей, такой же ограниченной, как и г-жа Журден.
Именно поэтому господин Журден все свои надежды возлагает на людей благородных (как ему кажется) - новоявленного друга графа Доранта (Б. Черев) и предмет любовных грез - маркизу Доримену (Н. Антонова). Но один бесстыдно обирает Журдена, одалживая крупные денежные суммы, а другая абсолютно равнодушно позволяет себя обожать. В этой напыщенности светских манер господин Журден все более и более угадывает заскорузлое мещанство, от которого стремился убежать. Так, очутившись в замкнутом круге, Журден Валерия Егорова на миг застывает, столкнувшись с безысходностью, тщетностью надежд... Но в его душе уже произошла важная перемена - он осознал себя как личность, понял цену самому себе и окружающим. Дальнейшее его мало занимает; поэт стал философом, поэтому столько снисхождения у г-на Журдена к слабостям и суетности мельтешащих вокруг него людей. Все они хотели одурачить простодушного Журдена, но только раскрыли собственное неприглядное естество... Эволюция личности г-на Журдена прекрасно сыграна Валерием Егоровым, и это является самым ценным и интересным в спектакле Анатолия Праудина "Мещанин во дворянстве".
Сложно распознать течение мысли режиссера, поэтому вызывает некоторое недоумение перегруженность спектакля внешними аттракционами, сквозь которые не всегда ясно различимы важные элементы характеров и отношений персонажей спектакля. Но важно другое: Анатолий Праудин принципиально по-новому показал образ Журдена, дал актеру Валерию Егорову прекрасную возможность раскрыть новые глубины его дарования, а значит, подняться еще на одну ступень профессионального мастерства, а это так важно для актера и для театра.
Сергей ЗАГРЕБИН