17-02-99
Желание Никиты Михалкова во второй раз заполучить "Оскара", авантюрное априори, тем не менее вполне объяснимо. Ведь взяла же пару статуэток проходная в общем-то мелодрама "Лучше не бывает". Номинировалась и вовсе на семь, да "Титаник" помешал.
Впрочем, вопрос "за что дают" вряд ли уместен. Они знают, за что. В Америке нынче в моде политкорректность. Побежденный в конце главный герой в исполнении Джека Николсона, имеющий в начале фильма свое непопулярное мнение о неграх, евреях, гомосексуалистах и их приставучих собачках - суть пятая колонна врагов американского образа жизни. В этом смысле Николсон достойно продолжает голливудскую галерею агентов КГБ и прочих международных террористов.
У Америки на происки врагов всегда есть ответ. В данном случае это относительно молодая и трудолюбивая мать-одиночка, живущая нелегким официантским заработком. Ей на судьбе написано обезвредить этого писателя-человеконенавистника, а в перспективе - женить на себе. Это и будет хеппи-энд. Такой соцреализм с человеческим оскалом.
Сам фильм просто-таки поражает своей неубедительностью. Официантка (ее играет Хелен Хант. Она, как и Джек Николсон, получила "Оскара") работает в стиле "анонимных алкоголиков", а ее жестикуляция и мимика явно позаимствованы из ток-шоу для домохозяек. И вот тут-то случается "чудо". Наш герой преображается, а счастливая свадьба хоть и осталась за кадром, но и так понятно, что гражданским браком дело не обойдется. Это называется "культ семьи", тоже, говорят, исключительно модная штука там.
Ха-ха, так и поверили! Джек Николсон, конечно, им кассу сделал. Но какой нормальный человек поверит, что актер, уже давным-давно играющий самого себя (как Тихонов чекистов), а в роли мизантропа устроивший просто-таки бенефис, так низко может пасть!
По меткому выражению аргентинского писателя Бьой Касареса, мизантроп - это человек, который себя не объясняет окружающим. Он методично отстраивает собственный мир и плевать хотел, что о нем скажут другие. "Навязчивые действия" являются таковыми только для психиатра и обманутых им людей. На самом деле это особой пробы колдовство, обряд приятия действительности на индивидуальных условиях. А одноразовые столовые приборы, кои предпочитает в фильме Джек Николсон, - элементарная гигиена. И пусть шушукаются, все лучше, чем стафилококки на грязной посуде. Так ладно бы еще шушукались - из ресторана (правда, как бы за другое) гонят, по лицу кулаком припечатать норовят. И эти люди запрещают мне ковыряться в носу!.. Нет, сдается, не так просты создатели фильма. Значит ли это, что мизантроп оправдан?
Проблема в том, что творчески он оправдан уже давно. Вспомним хотя бы Владимира Набокова. В программном своем рассказе "Облако. Озеро. Башня" он, похоже, в виде дурного сна описал свои отношения с филистерами. Те взялись было автора развлекать на свой человечий манер, а закончилось все логично - банальным избиением. И ведь не маргиналы бритые (дело происходит в довоенной Европе) - нормальные господа, даже дамы.
Другой известный мизантроп - А.И. Солженицын. Он, кажется, и книги свои такими большими пишет, чтобы повод был укорить человечество в лености. А недавние его эскапады в сторону бессовестных журналистов, все пытающихся у него взять интервью? Или отказ от высшей на сегодня награды российского народа, который не умеет себя уважать. И вполне заслуженно получает от Александра Исаевича порцию презрения...
"Лучше не бывает" - очень хитрый фильм. Как еще говорят в глубокой провинции, "заставляет задуматься". И в высшей степени политкорректный. Мизантропы - меньшинство, ничуть не хуже других. А пользы от него обществу - как женщине от зеркала. Только оно, а не муж или лучшая подруга, вовремя спросит с интонацией еще одного заслуженного мизантропа Карлсона: "А ты перестала пить коньяк по утрам?"
Айвар ВАЛЕЕВ