17-02-99
Чтобы стать признанным режиссером, нужно быть прежде всего большим человеком. С необыкновенным умом, огромным запасом знаний, сильным характером, добрым сердцем. Не верю, что на режиссера можно выучиться, что им может стать любой, кто захочет. Только незаурядная, только уникальная личность может творить спектакль, увлекая за собой актеров, в известном смысле играя на них, как на клавишах.
Наум Юрьевич Орлов и есть такой "музыкант". Он Человек с большой буквы, Мудрец, Мыслитель. Философ, хорошо изучивший и знающий Платона, Канта, Гегеля, Маркса, Владимира Соловьева и Николая Бердяева. Он прекрасно осведомлен и начитан в области эстетики, истории и теории искусств. Легко чувствует атмосферу общественной жизни того или иного времени, легко разбирается в стилях, касается ли это целых художественных течений или моды на одежду, на декор, на манеру человеческого общения, присущей данной эпохе или данной группе людей. Для него что И. Босх, что Пюви де Шаванн, что И. Репин - все одинаково доступно и может отозваться при оформлении спектакля. Вспомним блестящие художественные решения таких спектаклей, как "Тиль", "Отелло", как последняя его постановка "Чума на оба ваши дома".
Наум Юрьевич Орлов - подлинный Гражданин, то есть человек, глубоко осознающий свою ответственность перед народом, обеспокоенный его социальным и нравственным состоянием. Ретроспективно оглядывая все, что он поставил на сцене Челябинского театра им. Цвиллинга, невольно обращаешь внимание на гражданственный, патриотический характер его постановок независимо от изображаемого в них времени, от жанра или стилистики спектакля. Это может быть серьезная драма на военную тему ("Русские люди" К. Симонова), или историческая трагедия ("Алена Арзамасская" К. Скворцова), или психологическая повесть ("Егор Булычов и другие" М. Горького), или "деревенские повествования" ("Деньги для Марии" В. Распутина), или веселый мюзикл ("Иосиф Швейк против Франца Иосифа" Я. Гашека) - все и всегда подчинено у него высокой и актуальной общественной проблеме, все направлено на осуждение зла, на утверждение добрых начал жизни, прежде всего человечности, справедливости, красоты.
Как большому интеллектуалу, Н.Ю. Орлову легко руководить людьми. Ему нет необходимости кричать на них, взывать, выражаться всякими словами (сколько на пути моем встречалось постановщиков с посаженными от крика голосами, с видом страшно измученного человека!). Наум Юрьевич никогда не повысит голоса, не унизит ничьего человеческого достоинства бранью, ехидством, насмешкой. Его метод работы - увлеченность. Он творит на глазах у всех, думает и заставляет думать других, чувствует и заражает чувством другого. Его увлеченность не знает границ, доводит до изнеможения, но всегда воодушевляет, служит примером, светится благородством. Вот почему каждая работа нашего юбиляра - это всегда необыкновенно, празднично, глубоко! Он смело преодолевает преграды, никому не подражает, интерпретирует даже хрестоматийную классику по-своему - оригинально и свежо. Вспомним блестяще осуществленные им постановки пьес М. Горького ("Фальшивая монета", "Егор Булычов..."), А.Н. Островского ("Без вины виноватые", "Женитьба Белугина"), А.П. Чехова ("Дядя Ваня")...
В облике Наума Юрьевича сливаются в единый идеальный образ два лица - режиссера и человека. Этим я вовсе не хочу сказать, что обе его ипостаси без изъянов (человек все-таки грешен и потому, может быть, счастлив!). Просто Наум Юрьевич, как никто из деятелей театра, рожден быть режиссером, потому что это человек большого ума и большой души. Челябинск вправе гордиться, что его культура освещена и освящена такой крупной личностью, как Наум Орлов!
Александр ЛАЗАРЕВ,
академик Петровской академии наук и искусств, доктор филологических наук