17-02-99
Михаил Рудковский,
доцент кафедры хирургии Уральской государственной медицинской академии дополнительного образования:
- Наума Юрьевича я впервые увидел в подъезде дома, где живу. Он был новоселом и переезжал в квартиру этажом ниже. Мы с женой приняли его за оперного певца. Импозантен, с безупречной осанкой. Почему-то казалось, что у него сильный и прекрасный голос. И еще он очень походил на Пушкина. "Инкогнито" раскрыл Владимир Панов - бывший главный режиссер театра. Покидая Челябинск, он зашел проститься. Между прочим обмолвился, что наш сосед снизу и есть его преемник. Вскоре мы познакомились... А еще я знаю Наума Юрьевича как самого благодарного пациента. Когда он болеет, то чувствует себя неловко перед медиками. Считает, что доставляет им неудобство.
Геннадий Зданович,
профессор ЧелГУ:
- Меня Наум Юрьевич поразил какой-то детскостью восприятия окружающего мира. Помню его приезд на Аркаим. Кто-то из археологов предложил разыграть на раскопках театральное действо. Орлов возмутился: "Какой театр! Какие здесь могут быть актеры! Сам Аркаим - театр!" В то же время меня тронуло его отношение к природе. Он безумно радовался многоцветию трав, первозданному лесу. Как ребенок, восхищался гигантскими грибами, которые попадались на каждом шагу. Мне он напомнил героев древности. В нем с первого взгляда чувствуется человек, который сам творит мир всей своей сутью.
Герман Вяткин,
ректор ЮУрГУ:
- В молодости мы с Орловым ездили отдыхать в Болгарию. Он с женой, и я тоже. А моя Галина была ведущей балериной театра. Каждое утро она вставала очень рано, выходила на балкон и репетировала свои па. Шумела безбожно. Я из-за этого не высыпался и, проклиная все на свете, шел на зарядку. А через стенку жили Орловы. Так как стенка была тонкая, то Наум Юрьевич тоже не высыпался и тоже все проклинал. За обедом он спросил меня, что это за шум у нас каждое утро. Я объяснил. Наум Юрьевич ничего не сказал и вспомнил об этом лишь недавно: "Помнишь, как твоя Галя мне спать не давала?" Более тактичного человека я не встречал. К тому же понял: ради искусства он может стерпеть все.
Владимир Милосердов,
председатель Челябинской организации СТД, народный артист России:
- Орлов очень суеверен. Он безумно боится кошек. Неважно, какой масти - черной, белой, пятнистой... Когда кошка попадается на пути, Наум Юрьевич обходит ее за квартал. Впрочем, случая, когда бы встреча с этим животным повлияла на успех спектакля Орлова, я не припомню...
Александр Лазарев,
профессор, заведующий кафедрой литературы и фольклора ЧелГУ:
- Недавно Наум Юрьевич неожиданно признался мне: "А ведь я вам и Константину Николаевичу Сидорову должен бутылку шампанского". Я удивился. Тогда он напомнил, что в 73-м году поспорил с Сидоровым, который тогда возглавлял областное управление культуры. Наум Юрьевич предположил, что через два года покинет Челябинск. Сидоров ответил: "Здесь очень хороший зритель, и он вас не отпустит". К спорившим подошел я. Решил "подыграть" начальнику. Так заключили пари. Время все расставило по местам. Теперь челябинцы не представляют себе драматический театр без Орлова. А Наум Юрьевич признал свое "поражение": "Действительно, такого зрителя, как в нашем городе, нет нигде".
Татьяна Сельвинская,
художник:
- Наум Юрьевич ставил в Казани спектакль. А я как сценограф должна была его выпускать. Орлов всегда хвалил меня за обязательность и надежность. Вскоре я уехала в Москву. К премьере намеревалась вернуться. Однако московский режиссер Бирман меня не отпустил. Так впервые подвела Наума Юрьевича и ожидала от него "разгрома". Вместо этого на следующий день получаю телеграмму: "Поздравляю, не волнуйтесь. Премьера прошла прекрасно. Орлов". Так в моем лице он приобрел человека, который подвести его уже никогда не сможет. Когда Наум Юрьевич приезжает в Москву, то останавливается у меня. Вещей он с собой берет мало. И я решила постирать ему рубашку. "Хотите две минуты смеха?"- весело спросил он на следующее утро. В одной руке Наум Юрьевич держал чистую рубашку, а в другой - "постиранные" авиабилеты и "командировку".
Андрей САФОНОВ