17-03-04


Раздумчивая кадриль

Режиссер из Томска Сергей Герасимов подарил златоустовцам своеобразную комедию о любви

В златоустовском драматическом театре "Омнибус" томский режиссер (уроженец Челябинска) Сергей Герасимов поставил комедию "Кадриль" по пьесе Владимира Гуркина. Спектакль удивил и обрадовал завсегдатаев городской драмы. Хотя главный режиссер театра Борис Горбачевский поставил немало хороших комедий, характер юмора в новой работе существенно разнится с привычной для труппы манерой смешить зрителей. Они увидели любовно-бытовую историю простых деревенских жителей в анекдотическом преломлении, отдаленно напоминающем "потешные" постановки (и фильмы) по пьесам Шукшина и Вампилова в мелодраматическом и философском ключе. Невеселые раздумья о судьбах страны звучат и в постановке златоустовского "Омнибуса", однако драматические моменты соседствуют с искрометным юмором, вызывающим добрый и легкий смех.

Фабула такова: две семейные пары немолодых людей, живущие в двух половинах большого дома, настолько сильно "спотыкаются" об очередную ссору, что бездумно бросаются в "эксперимент" - меняются супругами. Анекдотичная ситуация становится грустной реальностью, когда два соседа, протрезвев после хорошего принятия на грудь, просыпаются в чужих домах и встречают не привычные упреки и тумаки "второй половинки", а ласковое обхождение чужих жен. Но одновременно и настороженное, в рамках, не допускающих и намека на интим. Однако этого интима как раз и боятся поменявшиеся ролями мужья. Они переживают, ревнуют, нервничают, начинают подглядывать за соседями. Даже проникают на "чужие" половины дома для "разведки" и "кражи" кое-какого имущества.

Вокруг этой комедийной ситуации и закручено действо, выявляющее истинный характер взаимоотношений супругов. Они, как ни крути, любят друг друга, что и проявляется в заключительных сценах с якобы самоубийством, задуманным одним из героев с провокационной целью.

Органично переплести комедию и мелодраму могли только опытные актеры. Неплохой актерский дуэт получился у Александра Антонова и Ольги Семененко. Буквально выстрадала свою героиню - Лиду, суматошную и крикливую, но "переживательную" и щедрую душой женщину, Светлана Прохорова. Ее партнер Анатолий Конопицкий, колоритно сыгравший Николая, предстал не иначе как шукшинским персонажем, этаким деревенским чудиком, любителем выпить, охочим до женского пола, но одновременно тонко чувствующим и ранимым. Убедительно и изящно сыграла Макеевну, одинокую бабенку, Роза Ахмадулина.

- Непросто было настроить актеров на такую комедию, которая заставила бы глубоко задуматься о супружеской любви и вместе с героями пережить душевное очищение, катарсис, - говорит режиссер Сергей Герасимов. - Понадобились элементы разных драматических жанров, такое построение действия, которое заставляет работать душу зрителя. Этого мы с актерами добились, хотя и не сразу. Были трудности, обусловленные другим, привычным отношением актеров к комедии положений.

- Пройдясь по Златоусту, - поделился Сергей Алексеевич, - встретил немало людей с мрачными, усталыми, напряженными лицами. Мне захотелось своим спектаклем подарить горожанам радость жизни, весны, непроходящей любви. Я привношу в эту обычную человеческую историю библейские мотивы, радостное ощущение вечных ценностей, но завуалированно, и актеры прекрасно воплощают этот замысел.

Следует отметить великолепную сценографию Елены Камиловской. Декорации, лаконично воспроизводящие деревенский быт, настраивают на раздумчивое восприятие. А богатый художественный орнамент и яркие краски большого панно из половиков, открывающего и закрывающего спектакль, создают впечатление чего-то родного, незыблемого, возвышенного, праздничного.

Валерий ЕРЕМИН