17-05-2000


Своя маленькая "Маска"

В новом веке областной театральный фестиваль "Сцена" будет проводиться раз в два года

C 21 по 29 мая в Челябинске пройдет второй, заключительный тур областного театрального фестиваля "Сцена-2000". В этом году в финальную часть фестиваля вышли девять лучших работ, сделанных театрами Челябинской области.

Этому предшествовала отборочная часть. Жюри под руководством председателя местного отделения СТД, народного артиста России Владимира Милосердова в этом году пополнилось новыми членами. В частности, был мобилизован профессор по зарубежной литературе Челябинского госуниверситета Марк Бент. Между прочим, это в известной степени предопределено выбором самих постановщиков, все чаще отдающих предпочтение зарубежной литературе.

Другой особенностью этого фестиваля стало практическое отсутствие номинации "кукольный театр". Ни один из ныне работающих театров кукол в области не сделал что-либо безусловное в своем жанре. Но это еще и тенденция: подобно тому, как ТЮЗ (не челябинский, а вообще) комплексует по поводу своей "невзрослости", так и кукольный театр хочет быть непременно человеческим. Плюс ко всему очевидные экономические проблемы, ярким примером которых вот уже несколько лет служит Челябинский областной театр кукол, фактически оставшийся без сцены.

Непростая ситуация с оперным искусством. О ситуации в Магнитогорском театре оперы и балета наша газета писала две недели назад. Челябинский же оперный выставил на конкурс сразу две работы. Критики собственно опере "Руслан и Людмила" (режиссер А. Степанюк, дирижер С. Ферулев) предпочли сценическую кантату "Жанна д'Арк на костре" (режиссер Н. Орлов, дирижер С. Ферулев), где и оркестр звучал более слаженно, и конструкция постановки держалась на классном актерском дуэте Телякова - Петров. Кстати, вот тоже в определенной степени тенденция - размывание критериев самого оперного искусства, по меньшей мере у нас в Челябинске. Драма доминирует как жанр, что подтверждают обсуждаемые в кулуарах потенциальные лидеры. Чаще всего претендентами на Гран-при фестиваля называют "манекеновскую" работу "Долгое счастливое рождество" (режиссер Ю. Бобков), "Сон в летнюю ночь" Е. Марчелли в Магнитогорском драматическом и, неожиданно для многих, "Феличиту" Камерного театра (тройственный союз В. Мещанинова, В. Харюшин, П. Филонов).

Кстати, одной из составляющих последнего спектакля стало то, что на языке театральных формул зовется "прикладной хореографией". Елена Красильникова, поспешествовавшая Камерному, и Наталья Александрова, сотрудничающая с НХТ, представляются наиболее вероятными претендентами на победу в этой номинации. Если таковая все же будет вручаться, поскольку в чистом виде хореография у нас представлена лишь муниципальным "Театром современной хореографии" супругов Пона.

Помимо названных основных номинаций жюри установило несколько частных (лучшая женская и мужская роли, то же самое - второго плана, сценография, дебют, дуэт и т.д.). О них мы расскажем позже.

А вот о чем говорят уже сейчас, так это как "развести" два фестиваля, временами просто дублирующих друг друга, - областную "Сцену" и "Театральные опыты". По словам исполнительного директора "Сцены" Марины Куклиной, скорее всего, областной фест в новом тысячелетии станет проводиться раз в два года. В этом мнении сходятся как критики, так и директора театров. А кроме того, с нынешнего года "Сцена" полностью дистанцируется от совета директоров театров, переходя в ведение Челябинского отделения СТД, таким образом становясь местным аналогом "Золотой Маски".

Татьяна ПЕТРЕНКО