17-05-2000


Штукатурка от челябинского мифа

Мистическая подоплека музейной драмы

Областная картинная галерея буквально накануне своего 60-летия столкнулась с серьезнейшей проблемой. "Челябинский рабочий" уже сообщил о том, что в ночь со среды на четверг в зале второго этажа музея с потолка упал довольно большой кусок штукатурки. Упал очень так аккуратно, между двумя стендами с графикой Владимира Мишина, чья выставка в результате казуса была свернута.

Как это часто бывает, давно известная проблема проявилась в самый неподходящий момент. Мало того, что завтра, в Международный день музеев, здесь должна была открыться другая выставка - даров галерее. Под вопросом юбилейные мероприятия. Напомним, что 6 июня наша картинная галерея отметит 60 лет со дня основания.

Это драматическое известие можно было бы свести к сугубо бытовой проблеме. Еще пять лет назад специалисты вынесли решение о том, что здание музея и, в частности, перекрытия второго этажа, нуждается в серьезной реконструкции. Положение усугубляет постоянная мощная вибрация от проходящих рядом трамваев. Вопрос, как водится, уперся в деньги. Ситуация до боли типичная, даже комментировать такую бесхозяйственность неловко.

Однако у всей этой истории помимо сугубо бытового аспекта неожиданно появился еще один, и неужто мистический? Все дело в том, что основу экспозиции "Дары музею" должны были составить 30 работ Сергея Ивановича Петрова. Замечательный болгарский художник русского происхождения, оказывается, родом из Челябинска. Сейчас ему 82 года, и он решил отдать своеобразный долг родному городу, передав в дар для начала несколько десятков своих картин.

Тем временем в Москве под эгидой Российского фонда культуры прошла выставка работ С.И. Петрова и получила очень лестные отзывы от искусствоведов. После чего была публикация в "Челябинском рабочем". Работы эти с горем пополам в Челябинске приняли. Убедились, что речь идет о настоящем искусстве. Ну и все. И это самое возмутительное.

Мы позвонили вчера в Софию, рассказали Сергею Ивановичу о том, что его картины здесь и выставка обязательно состоится. Он очень долго благодарил челябинцев, хотя, собственно, за что? Мы ведь даже не пригласили автора на открытие выставки. Сделать это сегодня - дело нехитрое. И не столь дорогое. С другой стороны, Челябинск, претендуя на роль одного из ведущих регионов России, более всего, может быть, нуждается в собственном мифе. Нужно ли объяснять, что миф в данном случае не есть синоним дутой величины, обмана. Миф - это память места и, одновременно, структура восприятия окружающего нас мира и восприятия нас миром.

В культуре есть так называемый московский текст, есть текст питерский. Это совокупность всех историй, реальных и художественных, связанных с нашими столицами, составляющих мифологию. Без этих историй и их персонажей чем бы были Москва и Питер? Очень возможно, что такими же крупными административными и промышленными центрами, как наш Челябинск, ну чуть больше.

Кажется, в случае с Петровым впервые не от нас уезжают, а наоборот, к нам стремятся, и не за деньгами или голосами избирателей, а только потому, что Челябинск - это мы.

В общем, упавшая штукатурка дала нам время подумать и решить для себя весьма важную мировоззренческую проблему. Думается, факт приглашения Сергея Петрова на открытие юбилейной выставки мог бы позволить нам по-новому взглянуть на себя. И дело это не только местного культурного ведомства, склонного измерять культурный слой Челябинской области количеством отчетов о проделанной работе. Есть основания думать, что к этой проблеме могли подключиться власти - Челябинска и области.

Айвар ВАЛЕЕВ