17-05-2000
Ухоженная американская вилла. Муж просит жену:
- Ну можно я сделаю это еще раз?
- Хорошо. Но только в последний раз, - отвечает супруга.
Американец берет телефон и звонит.
- Это банк? У вас есть доллары США?
- Да.
- Но не больше, чем у меня, - радостно восклицает он и кладет трубку.
Американский национальный банк. Адрес и телефон.
Это лишь один из рекламных роликов, показанных в "Ночь пожирателей рекламы". Всего же их было около четырехсот. И большинство из них лучше смотреть, чем рассказывать об увиденном.
Реклама уже давно перестала быть просто двигателем торговли. Сегодня она сама уже искусство. И предмет торговли. Есть фестивали рекламы, где призы получают создатели лучших рекламных роликов, а бюджет многих рекламных фильмов (иначе их и назвать нельзя) составляет не одну сотню тысяч долларов. И, как у всякого искусства, у рекламы есть ценители и почитатели. А также коллекционеры. Знал ли француз Жан Мари Бурсико, что за 19 лет его собрание фильмов объедет 40 стран мира и рекламные агентства считают за честь быть представленными в ней?
Ежегодно Жан Мари Бурсико составляет из своей коллекции фильм и после рождественской премьеры в Париже отправляет в путешествие по всему миру. Своего земляка решила поддержать и фирма-производитель коньяка "Хеннеси", существующая во Франции уже 235 лет.
Увидеть синематеку господина Бурсико стало для челябинцев возможным благодаря агентству "Алфавит". Наш город, кстати, в этом году стал первым в России, где прошла "Ночь пожирателей рекламы 2000". Москвичи увидят премьеру лишь послезавтра, 19 мая.
А мы уже выдержали рекламную атаку длиной в восемь с половиной часов. Все это время ролики шли на английском, французском, испанском, итальянском, шведском, японском и других языках мира без перевода. И практически все было понятно.
Исключение, пожалуй, составляли тайцы и японцы. Их рекламные фильмы, длившиеся минут по десять, показывали скорее стиль жизни этих стран, а не сам рекламируемый товар. Мне запомнилась девушка, все время спешившая куда-то и, очевидно, вспоминавшая картины прошлой жизни. Попутно она успела подраться (надавала пару пощечин, и ей ответили тем же) с другой девушкой и встретиться с каким-то мужчиной (или даже мужчинами - все японцы в том фильме были на одно лицо). Жестокие ролики были и у шведов. Осталось загадкой, чем же их так обидела жизнь? Кстати, и смерть, а точнее морг, также есть теперь в рекламе. Причем рекламировали в этом заведении почему-то джинсы.
Была российская реклама. Казалось, что она пришла к нам из прошлого - "Ростовское шампанское", разливаемое под песню Гурченко из "Карнавальной ночи", и новенькие "Жигули" под "Позишн намбэ ван" Кая Метова. Англичане даже в рекламе не переставали быть чопорными интеллектуалами. А самые смешные фильмы были у американцев, итальянцев и французов.
Просмотрев большую часть коллекции Жана Мари Бурсико, я с трудом могу вспомнить едва ли парочку товаров, показываемых мне в течение восьми часов. Но, говорят, хорошо сделанный рекламный ролик действует прежде всего на наше подсознание. Теперь, заходя в магазин, я с трудом удерживаюсь, чтобы не купить, к примеру, "ножик для чистки апельсина" всего за полторы тысячи. Может, это и есть последствия той ночи?
Людмила БАТАЛОВА