17-05-2000


В качестве вещи:

Журналу "Автограф" два года

Два года минуло с тех пор, как вышел первый номер журнала "Автограф". Беспрецедентная для Челябинска задумка - сделать полноцветный и качественный журнал об искусстве - с известными оговорками удалась. Последний номер (восьмой за всю историю и второй за текущий год) есть почти идеальная вещь, совместимая с евроинтерьером. И это очень отличается от начальных, робких попыток писания о местном искусстве на глянце.

Впрочем, только что вышедший номер особенный. В год 2000-летия Рождества Христова редакция решила сделать первый тематический номер, посвятив его православному искусству. Тема, действительно, того заслуживает. А главное, есть прекрасные иллюстрации экспонатов двух знаковых выставок в областной картинной галерее - икон из Московского музея имени Андрея Рублева и "Слово и образ в христианском искусстве" из собрания самой галереи. А кроме того, снимки полуразрушенных храмов в Челябинской и Свердловской областях, постановочные фото сцен из спектакля академической драмы "Антихрист", фоторепродукции художников Н. Аникина и В. Дьякова...

Мы не случайно столь подробно останавливаемся именно на иллюстративном материале последнего "Автографа". Все развитие журнала можно представить как движение от текста, привычной формы бытования знания в России вплоть до последнего времени, к глянцевому буклету-книге. Качественные иллюстрации, отменная полиграфия и грамотная верстка делают заведомо второстепенными материалы. Кстати, из 19 статей номера только один написан мужчиной. Все остальное - завороженный женский взгляд на искусство, непременно парящее над жизнью. Там, где есть живые наблюдения (примеры: М. Мочалова пишет об архитектуре храмов в местных селениях, сотрудники Музея Рублева Т. Нечаева и Ю. Финогенова - о реставрации икон), существует равновесие текста и "картинок". А где авторы пытаются важничать, писать для специалистов-искусствоведов, динамика этого соотношения пропадает. Иллюстрация доминирует бесповоротно. Журнал для "среднего" читателя превращается в трудную (пусть и умную) книгу.

Отсюда два пути. Первый - толстый переплет для вечного чтения. Есть и второй, более реальный. Если предположить, что современный дизайн и четкие снимки продают журнал, то стоит ли этого стесняться? Глянцевая культура, кстати, знает примеры исключительно иллюстративных журналов. Это крайний случай, но журнал (хоть и об искусстве) - это прежде всего вещь, плод умелого ремесла. "Автограф" на распутье.

Алексей ГРИГОРЬЕВ