17-05-2000


Кино - только повод

Гендиректор "КиноМакса" Александр Одольский контрабандой поставляет в Челябинск цивилизацию

Менее года назад Челябинск обрел новую достопримечательность по имени "КиноМАКС". Досуговый комплекс нового типа сверкает огнями до глубокой ночи. В двух кинозалах, оборудованных современной проекционной

и звуковой аппаратурой, показывают последние новинки зарубежного и российского кино. Роскошные кресла, как в "бизнес-классе" и "долби"-звук создают атмосферу аттракциона. А кроме того, "КиноМАКС" - это два кафе, два бара, детская игровая площадка, интернет-центр. Над всем этим непривычным для наших широт великолепием витает запах поп-корна и кофе, который тут варят временами весьма неплохо.

Хотя билеты в кино недешевы (в среднем 75-80 рублей), уже спустя четыре месяца после открытия "КиноМАКС" стал вторым кинотеатром в России по посещаемости. Впереди - только московский гигант "Пушкинский".

Заведует всем этим хозяйством - 31-летний Александр Одольский.

В деловых кругах он был известен и раньше как генеральный менеджер регионального представительства московской компании "Техсоюз". Она занимается фотобизнесом - многие челябинские магазины "Кодак" принадлежат ей. Эта часть забот так и осталась на плечах Одольского, но с некоторых пор он стал предпочитать называться директором "КиноМАКСа", хотя и генеральным. И я его понимаю: находясь здесь, можно непосредственно наблюдать плоды своего труда.

Несмотря на характерный для нового русского бизнеса облик - внушительная комплекция, тяжелый боксерский подбородок, - Одольский, однако, не из той породы "деловых". Спортом в юности занимался, но то был волейбол. Школу закончил с тремя "четверками" - остальные "пятерки". Он разбирается в хорошем кино и ценит искусство фотографии.

Собственно, с фотографии все и началось. Первое собственноручно сделанное фото он показал маме лет в шесть. Этим кропотливым делом Сашу заразил мамин брат Александр Николаевич Березняковский. Очень живой и задорный дядя заменил мальчику отца. Он частенько бывал в гостях в Челябинске, хотя был серьезным человеком - собирал знаменитые "МиГи", чем, впрочем, занят и до сих пор, уже в должности главного конструктора завода.

Классе в шестом Саша Одольский снял любительской камерой, как говорит, боевик. Реакция первых зрителей-одноклассников утвердила в мысли поступать во ВГИК, на кинооператора. С тех пор прошло немало времени, менялись устремления и хобби. Оставалось активное желание что-то делать. Для Одольского этот импульс сродни творческому. Но важен и результат, чтобы буквально каждый мог пощупать руками.

Западная культура быта и та непреодолимая потребность нового поколения чувствовать себя хозяевами своей судьбы вопреки повсеместной инерции - доминанта и одновременно стимул. Важно, что Одольский адекватен времени. В конце концов, бизнес - это умение верить себе и через это чувствовать потребность окружающих.

То, что раньше назвали бы активной жизненной позицией, проявилось во время учебы в Челябинском пединституте, куда поступил, сдав все экзамены на "пять". Учился в общей сложности 10 лет. Говорит, не хотел расставаться с "альма-матер". Наверняка были и другие причины.

Вот, например, зарабатывал, ведя фотокружок во Дворце пионеров и еще в десяти местах, не хотел "сидеть на шее" у матери. Перемены, происходившие в то время в обществе, буквально вытолкнули расторопного юношу в бизнес. Как многие первые российские деловые люди, Одольский перепробовал массу занятий. Снимал свадьбы на видео, работал крупье в первом челябинском казино. Все было ново и интересно.

Потом пошли дела посерьезнее: занялся оптовой торговлей продуктами питания. Но все это было лишь стартовой площадкой, ибо весьма далеко от детского увлечения камерой. В 1994-м на паях с коллегой открыли первый в городе магазин "Кодак". А чуть позднее московская компания "Техсоюз" предложила должность генерального директора своего регионального представительства.

К моменту приснопамятного кризиса на Южном Урале работали уже несколько фирм, занятых в этом секторе рынка. "Техсоюз" был в лидерах, имел 15 магазинов в городе и области. Открывались офисы в Екатеринбурге и Уфе. Успех кружил голову, хотелось чего-то необычного.

В Москве в ту пору появился первый кинокомплекс нового типа -"Кодак-Киномир". Это было начало грандиозного совместного плана Госкино и западных компаний, в том числе и "Кодака", - создать в России порядка 40 подобных кинотеатров.

Поскольку Одольский занимался проблемами "Техсоюза" в масштабе региона, объездил все окрестные города - был в Уфе, Екатеринбурге, до Тюмени доехал. Искал партнеров, предлагал местным властям идею местного аналога московского "Кодака". И все же сподручнее оказалось начать реализацию проекта в родном Челябинске. Как утверждает, вопрос решился просто. Позвонил мэру Вячеславу Тарасову, представился, рассказал. Тот попросил изложить идею на бумаге. Вскоре был готов план совместных действий.

Помощь городских властей в новом деле Александр Валерьевич предпочитает называть политической. "Хорошо уже, что никто не мешал". Большая стройка в центре города - это хлопотное занятие, связанное со многими неудобствами. Чего одни ведомственные согласования стоят. Видимо, часть этих проблем и снял мэр Тарасов.

Сам Одольский к тому времени поехал учиться управлять будущим кинотеатром в английский Бристоль. Чем-то он похож на Челябинск - тоже большой рабочий город. Там кино любят: построили 20 двух- и трехзальных кинотеатров, один - 12-зальный, один - на 17. И еще один строят - на 16 залов.

Первый день стажировки региональный менеджер крупной российской компании был уборщиком - за 15 минут с напарником вычищали зрительный зал. Потом пошел "на повышение" - продавал поп-корн. Затем - встал за барную стойку. Ну и теория в придачу. Закончились две недели финальным анализом проб и ошибок.

Приехал домой Александр во всеоружии практического опыта. И вдруг кризис. А стройка началась. Некоторые экономисты считают, что если бы августа 1998-го не было, его бы следовало придумать. Потому что в российском бизнесе произошел санитарный отсев. Остались самые стойкие и упертые, а значит, эффективные хозяйственники.

Сделали перерасчет проекта. Средства те же, объем работ больше. Увеличили срок рентабельности. Переписали бизнес-план и засучили рукава. Для меня загадка, кто мог осенью 1998-го на что-то надеяться, ждать, что зритель побежит в кино? Помните, как газеты и телевидение хором хоронили средний класс и его субкультуру? Казалось, завтра будет "как вчера" и никаких тебе иноземных радостей:

Сегодня в "КиноМАКСе" многолюдно. Особенно вечером и в выходные. Причем идут не только на "Джеймса Бонда". В конце зимы "КиноМАКС" приобрел "Молох" А.Сокурова, и покупка оказалась рентабельной.

На самом деле секрет не в фильмах. И не в "Долби-стерео". Хотя и в этом, конечно, тоже. Главное, что контрабандой в Челябинск завезли цивилизацию. "КиноМАКС" первым из публичных заведений избавился от традиционного запаха в туалетах. Здесь безопасно, в конце концов. (Одольский рассказывал, что охранники его - такие тактичные люди, что один раз самому пришлось порядок наводить. Обошлось без рукоприкладства). Цивилизация, о которой мы так долго мечтали, представляя ее еще недавно в виде развлечений для "новых русских" с их казино и "мерседесами", именно здесь, в "КиноМАКСе", протиснулась к простому человеку. И дала всходы. Все меньше в Челябинске "элитарных" заведений, все больше - для реально существующего нашего "среднего класса". Одольский убежден, что в ближайшие два-три года в городе появятся еще минимум два аналогичных кинотеатра.

Однажды поняв, что цивилизация есть востребованный товар, Александр Валерьевич считает принципиальным для себя соблюдение известных правил игры. Так появилась программа "Тайный визитер". Это значит приходит в "КиноМАКС" некий ревизор, что ли, из своих, и смотрит на работу персонала глазами посетителя. Сдачу считает, к качеству блюд присматривается и т.п. А потом менеджменту советует, как работу улучшить.

Одно время некоторые хлопоты администрации приносила стильная молодежь, что полюбила здесь тусоваться. Сначала хотели как-то избавиться от такой публики - денег с них не шибко-то много: вход платный только в зрительные залы. Но потом решили, что пусть гуляют: репутация модного места дороже.

Была такая проблема -некто, кого народ нарек "крутыми", бросали свои машины на площадке перед "КиноМАКСом". Простые граждане, особенно если с детьми, без нужды старались здесь не гулять. В один из погожих дней Одольский распорядился выставить на этой площадке столики. Их около 30, но вечерами свободного не найдешь:

Директор "КиноМАКСа" считает, что уж раз начали цивилизацию прививать, то нужно довести дело до конца. Запреты - инструмент плохого воспитателя. Значит, будем ждать. Александр Валерьевич считает, что должно пройти не одно поколение, пока в России цивилизация станет привычной, как и уважение к чужой собственности, труду, личности.

А для этого нужно работать сегодня. Уже в этом году рядом появится охраняемая автостоянка. Изменится прилегающий к кинотеатру парк, в центре которого возведут нечто вроде большой беседки со скульптурой. Такой подарок всем влюбленным. Ну и, конечно, в "КиноМАКСе" будет новое интересное кино, с чего все, собственно, и началось...

Айвар ВАЛЕЕВ