17-05-2000


"Крылатая мечта" Светланы Кнор

"Чтобы стать известной в Челябинске, нужно из него уехать"

Принцип точной науки - любая величина, отличная от ноля, бесконечна велика. Следовательно, выпущенный несколько месяцев назад компакт-диск челябинской певицы Светланы Кнор навечно вошел в историю поп-музыки. Просто-напросто, "Крылатая мечта" - это первый и единственный полновесный музыкальный СОЛЬНЫЙ альбом, записанный на Южном Урале исполнительницей женского пола.

Пели и раньше в Челябинске Алина Анищенко, Ольга Сергеева, Марта Гор, и даже работали в студиях, но ПЕРВЫЙ CD вышел все же у Светланы. Плохо ли, хорошо ли он продается, насколько сам альбом творчески ценен, качественный уровень записи - это уже другой вопрос. Следуя математическому принципу, велик он бесконечно.

Вообще Светлана Кнор - артистка по-своему уникальная. Не сомневаюсь, стой я на улице Кирова и расспрашивай незнакомых прохожих - знают ли они, кто такая Светлана Кнор, первые 50 человек недоуменно пожмут плечами. Зато 51-й участник такого опроса ответит: "Конечно, знаю, мне очень нравится эта певица, у нее классные песни". И точно так же будет повторяться со 101, 151, 201-м опрашиваемым, все они станут признаваться в уважении к творчеству Светы. Смею утверждать, что знающих Кнор, но не любящих ее песен в Челябинске нет.

- Не стану спорить с этим лестным для себя утверждением, неверно только одно, - смеется певица, - знающий мое творчество уличный прохожий оказался бы в опросе не пятьдесят первым, а скорее сто первым. Несмотря на достаточно частые мои выступления в клубах, прокручивание песен по радио и ряд публикаций обо мне в газетах. Несмотря даже на шоу-программу, которую мы подготовили к выходу альбома, это ведь тоже было первое и единственное концертное шоу в Челябинске. Не замечают. Причем вовсе не оттого, что людям не нравятся мои выступления и песни, просто подобное равнодушие - челябинская норма по отношению к местным артистам.

Примером отношения к местным исполнителям может служить один случай. Когда Светлана Кнор принесла свой диск на "L-радио" с просьбой пустить песни в эфир, то в ответ ей предложили "отработать эту услугу". Как отработать? Полы, что ли, помыть в студии? Оказалось, за ротацию альбома в эфире нужно бесплатно записать несколько коммерческих рекламных роликов. Интересно, когда выходят новые альбомы Михаила Круга или "Гостьи из будущего", радиодеятели с "L" и их просят "отработать"? Когда менеджеры Кнор договаривались о ее концерте в клубе "Нирвана", им было поставлено удивительное по бессмысленности условие - "выступать певицу возьмем, но шоу нам не нужно". Несколько месяцев люди работали над концертной программой, продумывали, как интереснее воздействовать на зрителя, каждую песню ставили, как отдельный спектакль, шили костюмы и подбирали танцовщиц: Оп, а "шоу не нужно". И то, что при этом теряется весь смысл программы, никого не волнует, это ведь не Филипп Киркоров, а местная певица, ей любые условия ставить можно.

- Я поняла: на уровне нашего города "звездой" никогда не стать, - говорит Светлана, - просто помощи ждать неоткуда. Парадокс, но, чтобы стать по-настоящему известной в Челябинске, нужно из него уехать.

- Ну а почему нет, почему бы тебе не уехать в Москву, не замахнуться на федеральный успех? У курганцев есть Макс Фадеев и гитарист "Мегаполиса" Макс Леонов, у уфимцев - Шевчук и Земфира, у свердловчан вообще количество рок-звезд за предел зашкаливает, даже Кустанай выдал "Русский Размер" и Павла Кашина, короче, все наши соседи по региону посадили на всероссийский Олимп популярности не по одному своему артисту. А у Челябинска есть только допотопно-славный "Ариэль" и ряд неудачных попыток Валерия Каримова, "Томаса", Ольги Сергеевой. Может быть, у тебя получится?

- Не знаю, изначально мой альбом и концертное шоу готовились исключительно для местной аудитории. Для Москвы нужна новая запись в дорогой студии, качественные клипы, связи со столичными продюсерами и деньги, деньги, деньги: И еще мне кажется, что свой шанс уехать я уже упустила. Аура, видимо, у Челябинска какая-то нехорошая, как писали в одном журнале: что вы хотите от города, который называется "яма". Никто друг другу не помогает, вот и нет прорыва в столицу. Но я довольствуюсь малым.

А альбом "Крылатая мечта" у Светы получился интересным. Непохожим на ее предыдущие работы. Ведь изначально Челябинск узнал Кнор как певицу, классно исполняющую динамичный рок-н-ролл, на региональном фестивале "Барышня и рок-н-ролл" она даже какой-то приз получила. Потом был арт-рок и удивительно стильный совместный проект с группой "Твин Пикс". В общем, гитарная драйвовая музыка. А на компакт-диске звучит пусть хорошо исполненная, но попса.

- Просто мне захотелось реализовать себя теперь в электронном проекте, - говорит Светлана. - Мы попытались сделать именно коммерческий поп-продукт и добились поставленной цели, качество получилось приличным.

- И тебя устраивает уровень Ларисы Черниковой, почему-то именно с ней тебя начали сравнивать после выхода "Крылатой мечты"?

- У Ларисы Черниковой, кстати, несмотря на дешевый репертуар, консерваторское образование. Хотя все равно меня такое сравнение радовать не может, считаю тексты моих песен гораздо глубже и интереснее. Но дело не в этом. Когда я выступала на "Барышне", мой голос сравнивали с вокалом Тамары Гвердцители, начала исполнять более серьезную музыку - вспомнили про группу "Квартал", теперь за образец берут московских поп-певиц. Я не стремлюсь к подражанию и не беру за точку отсчета чей-то музыкальный уровень - Черниковой или Алены Свиридовой, неважно. Просто, "Крылатая мечта" - один из этапов моей жизни, моего творчества. Откатали электронную программу, может быть, через некоторое время я вновь стану играть с живыми музыкантами, тем более, что такое предложение есть. Изменится стиль, и опять посыплются сравнения с той или иной певицей, это неизбежно.

Сравнивают Светлану Кнор и с другой известной челябинской певицей - Ольгой Сергеевой. У обеих дам путь к электронным поп-стандартам был сложен: Сергеева начинала с джаза и соул, Кнор исполняла энергичный рок. Стараясь добиться широкой популярности, обе сейчас сделали ставку на попсу. Ольга уехала ловить удачу в Москве, Светлана осталась работать с местными композиторами.

И обе певицы, по большому счету, не достигли желаемого результата: Ольга Сергеева ездит в составе эстрадных "солянок" во главе с безнадежно немодным Львом Лещенко по нефтяным поселкам Сибири, Светлана Кнор выступила в ряде челябинских клубов и выпустила CD, который, увы, не стал открытием для местной публики. Но он есть, и, опираясь на принцип точной науки, это уже событие. А широкое признание, может быть, придет позднее.

Роман ГРИБАНОВ