17-05-2000


Чтобы было счастье:

Поверья, стимулирующие воображение

"Да будут прокляты все предрассудки, предубеждения и привычки, опутавшие мозг и жизнь людей, подобно липкой паутине. Они мешают жить, насилуют людей, я их разрушу", - вопил устами своего, видимо, неустойчивой психики героя Максим Горький. "Как бы не так", - мимоходом ответила на анафему природа иррационального и уж по крайней мере пережила оголтелого "буревестника".

Касаемо "липкой паутины" - сложно судить, образ для мнительных и малодушных действительно подходящий. Однако другие заявления пролетарского писателя кажутся просто невыносимыми: есть более реальные силы, "мешающие жить" и "насилующие людей".

Нож лизать - к злобе (потому как порежешься). Любопытствовать в замочную скважину - ячмень вскочит (холодный поток надует конъюнктивит). Рассыпанная соль знаменует ссору, разбитое зеркало - перед бедой (расточительство и бесхозяйственность провоцируют наказание). Хрестоматийные поверия, "проверенные" многовековым опытом, отличают хозяйственный прагматизм и не очень скрываемая дидактика. Определенно, наставления создавались старшими по дому и по годам.

Меньше известны убеждения, которые носят, скорее, информативный характер, несут на себе отпечаток познавательности, а если наставляют или советуют что-либо, то обычно касаются проблем метафизических, трансцендентных.

Сведения обиходно-бытовые (в основном инспирированы взрослыми). Приметы счастья и удачи. Премудрости, связанные со здоровьем и жизнью. Почти тотемистические верования по флоре и фауне. Социально-политические представления. Интимные фантазии. Гадания, психологические определители и тесты, ситуационные заметки, наблюдения и симптомы.

Воображение создателей и потенциальных популяризаторов такого рода знаний уникально. Их сенсетивная, чувствительная натура потому и способна нестандартно мыслить, что не делает разницы в переживаниях между внешним и своим внутренним миром. Этой же тождественностью определяется и вера в предзнаменование, исполнение, превращение. Которая, в свою очередь, является ни чем иным, как соучастием в великих и тайных процессах власти над всем сущим.

Закономерно, что художественно самый интересный материал по верованиям со значением относится к детско-подростковому возрасту.

Парадоксальность детских сказочных мыслеформ кроется в самом мифологическом мышлении их авторов. То, что взрослый отметит нелогичным, детский ум воспримет естественно и не напрягаясь. Вот один из образцов такого творчества.

По сообщению нашего информанта, в 1983 году Таня Т. (10 лет) и ее сверстницы проводили время, как положено юным строителям коммунизма, во встрече с прекрасным - рассматривая альбом по живописи. Общую эстетическую расслабленность взбудоражила репродукция с картины П.П. Рубенса "Вакханалия". Известный демонический сюжет полотна вызвал душевный отклик, а потом и неожиданный комментарий одной из подруг: "Когда люди умирают, у них копыта отрастают".

Поскольку совсем недавно умер тогдашний генсек, последовало развитие темы: "Вот, наверное, у Брежнева тоже копыта будут". На что зачинательница суеверия возмутилась: "Ты чего! У него никак не могут вырасти, его ж в туфлях похоронили!" Такому вескому аргументу возражений не нашлось.

Парадокс, тем более, если он художествен, обладает огромным суггестивным (то бишь - внушающим) воздействием. Влияние его сродни гипнотическому, он зачаровывает, надолго оставаясь в памяти.

Бесчеловечная политика, которую проводила фашистская Германия во время Великой Отечественной войны, не исчерпывалась только "подвигами" эсэсовцев. Начитанные одноклассники невесть откуда выудили чрезвычайное злодеяние палачей (подозреваем, так и не предъявленное последним на Нюрнбергском процессе).

Рассказывали, будто в концлагерях (а для того они и создавались) нацистскими специалистами проводились эксперименты по манипуляции личностью. Подопытному крепко-накрепко укутывали бритую голову и ждали, когда волосы того, не имея возможности развиваться естественным путем, прорастут в мозг. После чего человек становился форменным зомби.

Умственная деятельность не случайно волнует ребенка: кому охота вырасти дураком. Нельзя целовать новорожденного в затылок, так как этим возможно высосать у того завязывающийся мозг. Опрометчиво поступает тот, кто дает пить из своего стакана - узнают твои мысли. Сам же коэффициент интеллекта (IQ) легко высчитывается по разнице в положении уровня ушей над глазами. Стоит взглянуть на исследуемого в профиль - и прочь тягомотный тест Амтхауэра.

К приметам счастья и удачи в первую очередь относятся каббалистические условности: совпадение сумм крайних цифр на билетах общественного транспорта, в паспортах, номерах автомобилей. Далее, считается благом: плюнуть случайно на себя, отыскать горлышко от бутылки (подкову), попасть под пометный обстрел птиц и не стирать полученную отметину. Равно счастливыми зарекомендовали себя: косоглазие, нарушенная пигментация на ногтях пальцев (белые пятнышки), две макушки на голове, родинки не невидимых хозяину участках тела.

Удачу можно загадать: находясь между тезками, наблюдая падающую звезду, верно определив выпавшую ресницу, увидев и коснувшись горба убогого.

Добыть счастье можно творческим путем. Зарывая в землю секретики - картинки, покрытые стеклом. Именно от их количества зависит обилие счастья. В подтверждение одного ходила легенда о том, как некая тетенька (!) делала много-много секретов, после чего ей выпало огромное счастье. Что это была за женщина (ведьма? святая? сумасшедшая?), когда она была и какое же ей все-таки привалило счастье (нашла клад? избавилась от своего землеройного недуга?), установить не представилось возможным.

Область интимного у не отягощенного собственным опытом и нравственным соглядатайством со стороны педагогической машины также отметилась своими неподражаемыми заметками. Фантазия здесь буйна и решительна.

Нос. Величина органа обоняния прямо пропорциональна длине фаллоса. Кроме того, жизненно важная принадлежность определяется и в поперечнике: его диаметр равняется сложенным вместе левым и правым ногтям больших пальцев рук наблюдаемого. Математика математикой, но носач, в контексте указанного, скорее забавлял, давая повод к подколам и насмешкам, чем вызвал прикладной интерес.

Шея. Показатель девичьих особенностей. Ее высотой (от ключицы до мочки уха) измерялась глубина мочеполовой впадины. Надо отметить, что мелкость ее связывалась у двора с честностью и соответственно удобностью для известных отношений ее хозяйки. "Глубоководность" же - с изношенностью органа, вплоть до невозможности зачатия ребенка.

Пресловутое радикальное средство. Для юношей - "чтоб всегда мочь и не было импотенции" - сметана в умопомрачительных количествах. Девушкам ("ДДС - доска, два соска. Позор!") - способствующая росту груди капуста.

Полевые исследования в младших отрядах пионерских лагерей выявили оригинальную версию происхождения слова "condom" в его русском, ненормативном варианте. Согласно безымянным этимологам, название "изделия N 2" восходит к рекам ГАНг и ДОН, на которых, согласно поверию, впервые начали предохраняться с помощью презерватива.

Вряд ли кто станет спорить - развитию человека способствует художественно-образное мышление. Так же не вызывает сомнения, что способность мыслить нетрадиционно не приходит сама по себе, ее необходимо развивать, адаптируя дар к потребностям самой личности и всего общества.

Одним из таких способов, органичных, безыскусственных, активизирующих, причем очень могучими стимулами, процесс воображения, является встреча с чудесным и сверхъестественным. Детские суеверия - это первые серьезные попытки проживания мира, анализа и нахождения в нем смысла.