17-05-01


Ядовитая конкуренция

Буш и китайцы борются с нашим заводом за рынок мышьяка

Анатолий ЛЕТЯГИН

Пласт

В США многие строительные материалы принято пропитывать антисептиком, в котором содержится мышьяк. Деревянные изделия после этого приобретают большую стойкость против разрушительного грибка и долго служат. Когда приходит срок, эти изделия утилизируют по инструкции. В России пропитывать дерево мышьяковистым антисептиком запрещено.

Все дело, оказывается, в нашем менталитете. Американец ненужное ядовитое дерево, согласно инструкции, свезет в строго отведенное место, а россиянин - бросит в костер или в печку. Ядовитым дымом будет дышать сам и "угостит" отравой окружающих людей. Словом, что иностранцу на пользу, то нам - во вред. А производителю мышьяка каково? спрос на его продукцию мог бы повыситься, не будь таких запретов.

Об ООО "Обжиговый завод" "Челябинский рабочий" рассказывал своим читателям в сентябре 1999 года. Завод к тому времени только встал на ноги после длительной остановки, вызванной кризисом отрасли. А как живет сейчас этот единственный крупный производитель мышьяка в стране?

На окраине поселка Увельский есть железнодорожная перевалочная база, обслуживающая обжиговый завод. Погрузочная площадка базы еще недавно была пуста, а теперь полна контейнерами. Их еще называют рюмками - за схожесть с водочными стопками. Но в этих огромных металлических емкостях хранятся золото и мышьяксодержащие концентраты. Они приходят на завод от золотодобытчиков Якутии на переработку. Если стали привозить много "рюмок", значит, завод набрал высокие темпы. Но производство мышьяка, если не соблюдать требований санитарной безопасности, небезвредно для окружающей среды, о чем в свое время также предупреждал "Челябинский рабочий". Поэтому у нас появился повод приехать на завод еще раз.

С главным технологом завода Сергеем Гладких мы идем по заводской территории, заставленной якутскими контейнерами и металлическими бочками с Новосибирского оловянного комбината. В этих бочках - мышьяковистая пыль высокой концентрации. Но по сравнению с прошлым разом емкостей стало значительно меньше.

- Все концентраты получаем теперь только в стандартных контейнерах, надежно закрытых, - рассказывает Сергей Викторович. - А от бочек не только мы отказались, но и сами новосибирцы. У них, оказывается, как и у нас тогда, возникли большие экологические проблемы с хранением и транспортировкой в бочках мышьяковистой пыли. Сейчас перерабатываем старые запасы, дело это, как видите, не одного месяца. Какая экологическая обстановка вокруг завода? Промышленные выбросы ниже допустимых норм, менее пяти тонн в год.

Но производство мышьяка занимает лишь 15 процентов в общем товарообороте завода. Основное - выпуск разных видов лигатуры, сплавов, с помощью которых получают металлы определенных свойств. С лигатурой, изготовленной в Пласте, выплавляют особопрочные металлы для космических аппаратов, самолетостроения. Ее используют при изготовлении пластин аккумуляторов и даже охотничьей дроби. Спектр применения - широчайший. С 1998 года заводчане начали бурно наращивать темпы выпуска лигатуры и мышьяка. Менее чем за два года объем производства сумели увеличить более чем в четыре раза. Хотя до уровня советских времен и не дотянули, но того же мышьяка изготовили более 300 тонн. Восстановили старых и нашли новых потребителей этой продукции - на Украине, в Белоруссии. Ее стали брать российские производители хрусталя и стекла - всего нашлось до двух десятков потребителей.

- Мы прошли трудный период восстановления, - говорит главный инженер завода Петр Телепенин. - Судите сами. Завод фактически был пуст, осталось 30 человек. Восстановили численность, приняли новых людей, обучили. Сейчас на предприятии крепкая дисциплина, заработная плата - одна из самых высоких в городе, по перечислениям в бюджет города мы занимаем третью строку.

Но, оказывается, в условиях свободного рынка жить еще труднее, чем восстанавливать производство. С нынешнего года наметился спад производства лигатур, которые продавали в Самару на изготовление проката и профилей для фирмы "Боинг". С приходом к власти в США Буша-младшего сократились заказы на металлопрокат в Самару, и эта волна тут же докатилась до Пласта. Заводчане теперь пытаются освоить новые лигатуры, которые, возможно, вновь найдут спрос у авиастроителей.

Не лучше получается и с производством мышьяка. Но тут уже виной не американцы, а китайцы. Пока у нас перестраивали общественный порядок и дебатировали по поводу возможных экологических бед, восточный сосед не только завалил страну дешевым ширпотребом, но и заполонил весь мир недорогим мышьяком. Занял всю Юго-Восточную Азию и осваивает рынок Европы. Пластовчане со своим мышьяком сумели до-браться до единственной страны - Болгарии. Но продали только двадцать тонн, единственный и, видимо, последний раз.

- При Союзе вели работу, чтобы получать особо чистый мышьяк. Он должен был использоваться в изготовлении высокоточной оптики и в электронной промышленности. Был разработан проект, вложены большие деньги. Все рухнуло, и к проекту не возвращаемся. Нужны новые деньги, и немалые, - говорит П. Телепенин.

Собственно, уже и тех потребителей, на кого когда-то рассчитывали, нет. Где они, отечественные изготовители высокоточной оптики, где электронная промышленность?

- Есть технология изготовления судовых красок с использованием мышьяка, - делится надеждами П. Телепенин. - Покрытые такими красками днища кораблей не обрастают ракушками, суда не теряют ходовых свойств и дольше служат. Пытаемся выйти на этот рынок. Вышли с запросом в областную администрацию, обещали помочь. Но результата пока нет.

Вообще-то лоббирование и продвижение собственных товаров по просторам рынка - занятие естественное и нужное, тем более в родном Отечестве. Иначе со своим товаром придут все те же вездесущие китайцы. На берегах Приморья они уже свои люди и, надо полагать, тихую экспансию ведут не без высоких связей. А обжиговому заводу надо просто чуть-чуть помочь. Может быть, особенно в нынешнем году, чтобы вновь не скатиться с достигнутой высоты. Кстати, еще в недалеком прошлом, когда о реальных рыночных отношениях мало что знали, коллектив завода производил за год того же мышьяка от 1200 до 1500 тонн - недостижимые для нашего времени Эвересты. n