17-05-01
Т. БОЛОТОВА
Озерск
Моего ребенка опять подвергли "тестовой" обработке. Прогнали вместе с классом через два "проективных" (рисуночных) теста: "Моя семья" и "Дом, деревья и я". Через неделю "мирно пасущимся" родителям раздали листочки с приговорами на детей: "Завышенная самооценка", "Неуверенность в себе", "Мало уделяется внимания" и т.д. Все понятно: в школу пришел новый молодой психолог, нуждающийся в "подопытных кроликах" для повышения своей квалификации. Таких специалистов, получивших свои знания по переписке - платно и заочно, вокруг нас сейчас более чем достаточно. Отсюда и ошибки, свойственные студентам-первокурсникам "психфака": желание тестировать всех и вся без разбора только для того, чтобы "руку набить" на понравившейся методике. Совершенно забывая о том, что стандартизированный тест - психологический инструмент, больше похожий на скальпель, чем на консервный нож, пригодный для открывания всех имеющихся в наличии банок. При не-опытности им можно такой надрез сделать в душе человека, всю жизнь потом каяться будешь! Помню, однажды я решила отринуть все известные мне авторитеты и огласить результаты тестирования испытуемым - двум "завязавшим алкоголикам" (у одного из них период ремиссии был 2 месяца, у другого - больше 3 месяцев). Не знаю, что уж там на них подействовало, но через день запили оба: Двадцать лет прошло, а чувство моей вины перед этими людьми осталось прежним!
Недаром слово "тест" переводится с английского языка как "испытание", то есть путь, по которому должен пройти несведущий, чтобы познать себя. Его каверзные вопросы, рисунки, утверждения невольно заставляют человека задуматься о том, о чем он раньше, может, и не помышлял. Саморефлексия же шутка опасная - не всем она под силу и по нутру. Даже в зеркало мы не всегда смотримся, особенно в присутствии других людей. Поэтому желательно все-таки применять тестовые методики в особых случаях - при профотборе, лечении клинических больных, выявлении способностей. То есть тогда, когда без них уже не обойтись. И честно говоря, "профессионалу" при индивидуальной работе, психологическом консультировании они редко бывают и нужны:
Так я это все к чему? А к тому, что скопом тестировать весь класс, а потом делать обобщающие выводы о личности ребенка и его взаимоотношениях с родителями на основании двух полученных таким образом рисунков, - самонадеянно до крайности. Ведь дети, как обезьянки, они могут подсмотреть друг у друга "правильные ответы", подстроиться под учителя, соседа по парте, выдуманного "супергероя" и т.д. Не говоря о том, что ребенок младшего школьного возраста обычно рисует то, что у него получается, а не то, что есть на самом деле. Сплошь и рядом начинает рисовать машинку - заканчивает вертолетом, "киску" превращает в "бяку-забияку", а несуществующего родственника в реальную фигуру. Поэтому и рекомендуют проводить подобное тестирование с ребенком индивидуально - "с глазу на глаз", для того, чтобы отследить все его возможные реакции.
Ведь любой личностный тест - своего рода "замочная скважина" в "лоно" вашей семьи! Вам понравится, если каждый желающий будет в нее заглядывать и делиться увиденным со своими коллегами? Одно утешает в такой ситуации - методика, пущенная по конвейеру на весь класс, дает всего лишь один усредненный вариант: "проекцию" самого психолога на окружающую его действительность (проще говоря, "отсебятину").
В связи с этим вспоминаю одно просто "анекдотичное" тестирование в детсадовской группе. Психолог собрала в один опросный лист "с бору по сосенке" - по вопросу откуда ни попадя - и велела раздать его приходящим родителям. Что воспитатель и сделала со словами: "А, так, ерунда, заполните, когда сможете!" Кто как смог, так и заполнил - между стиркой и кастрюлей, после ссоры, под баночку с пивком и т.д. Психолог же в своем отчете зафиксировала: "Более 50 процентов родителей не понимают своих детей и сами являются "трудными родителями".
Не понимают одного такие "горе-психологи", что своим количеством они только дисквалифицируют качество нашей профессии!
С другой стороны, кто сейчас только не опрашивает наших детей о их самочувствии, отношении к родителям, наркоманам, своему будущему, стране и т.д. Разные социологические службы, центры профилактики, молодежные объединения - короче, все кому не лень: Почему-то каждый, кто хочет что-то знать о вашем ребенке, считает, что он имеет право на это. Ведь с чистыми помыслами творится благое дело! Что ж, посмотрим, так ли уж чисты руки у желающих покопаться в душах наших детей: Как известно, любая анкета, опросник, тест должны начинаться с инструкции, в которой опрашиваемому популярно объясняется, с какой целью проводится данное исследование, какая польза может быть от полученных результатов, как правильно заполнить предлагаемый лист: А теперь почитайте инструкцию к анкете, которая распространялась в школах одними "благожелательными взрослыми": "С раннего детства твоя семья вместе с чертами родных лиц передает тебе свой образ жизни, свои нравственные ценности, воспитывает тебя либо добротой и заботой, либо равнодушием к твоим проблемам, оставляя порой глубокие обиды в душе, что заставляет тебя искать утешения в доступной тусовке сверстников, в алкоголе и даже наркотиках".
Не инструкция, а просто какое-то внушающее воздействие по типу: "Иногда тебе бывает хорошо, но чаще плохо, и виноваты в этом родители, зато теперь ты знаешь, в чем тебе искать утешение". Не слова - одни утверждения! Как вагончики, они цепляются друг за друга, и вот уже негативный образ родителей воссоздан (у кого в детстве не было к ним претензий), усиливаем результат ("глубокие обиды", которые пережить нельзя, от которых можно только скрыться).
Путь подсказан. То есть, если до этой "добренькой" инструкции подросток еще не знал, как вести себя в той или иной ситуации, теперь знает - нужно бежать от родителей: Вопросы не лучше, вот один из них: "Моему здоровью наносят ущерб (обратите внимание - составитель в этом нисколько не сомневается - Т.Б.):
а) частое недоедание (кто не знает, пусть задумается, что это такое);
б) мое курение с : лет (кто не начал, пусть отдыхает);
в) алкоголь, который я пробовал в : лет (еще не пробовал? Пора:);
г) наркотики, которые я уже попробовал (с дальнейшей прорисовкой "часто", "систематически", "решил бросить" и т.д.)".
На психологическом языке это называется "провокацией" на действие, то есть сформированный негативный образ респондента определяет и его соответствующее поведение. Проще говоря, "раз я - подлец, я и буду вести себя, как "подлец", "раз вся молодежь такая - и я буду таким" и т.д. Конечно, трудно быть "белой вороной" в таком обрисованном настоящем! Или, как мне рассказала одна знакомая: "До сих пор помню один вопрос, заданный мне в 15-летнем возрасте: "Скажи, если с тобой случится незапланированная беременность, как ты поступишь?" Этим дядям и тетям даже в голову не пришло, что в школах есть еще девочки, которым этот вопрос просто неприятен! Более того, они даже не хотят примерять на себе "платье" чуждого им поведения:" И в самом деле, не лучше ли было задать такой вопрос опосредованно, об "одной знакомой", чем мучить воображение девочки немыслимым для нее поведением?
Наверное, пришло время захлопнуть дверь перед такими непрошеными знатоками человеческих душ. Просто запретить своему ребенку играть в подобные психологические забавы с "чужеродными" взрослыми без особой надобности в этом: Ведь никто не берет у него кровь из пальца без вашего согласия на это! Даже отпечатки пальцев не имеют права брать: Частная жизнь на то она и частная, что обществу без спроса вход в нее воспрещен! n