17-07-98


Неформал, Трубадело и другие.

Какая связь между танками и подростковой преступностью? Оказывается, самая что ни на есть... В Бишкиле, на полигоне учебного центра ЧВТКУ, организован первый в области летний лагерь для трудных подростков. Этакая лихая колония внучат Макаренко. Вдали от городских соблазнов и криминальной среды, в старой казарме полигона живут 30 завсегдатаев ИДН Металлургического района. У многих за плечами не одно преступление, детприемники, СИЗО. А здесь... бегают кроссы, собирают ягоды, выращивают в ящике из-под провианта cемью из шестерых ежиков.

ВСТРЕЧА. Первое, что бросается в глаза в казарменной каптерке, - двое солдат усердно натирают полы, а на койке с полным презрением к их труду лежит один из воспитанников лагеря и вальяжно поплевывает в потолок. В голове начинают бурлить какие-то мысли о беспределе, серых и черных, мужиках и тюремной элите, но тут паренек поднимается с койки и начинает как-то по-детски выпрашивать у служивого красную звездочку...

Армейские аксессуары в лагере - самая твердая валюта. Солдаты - не менты. Да и чего "лагерникам" с солдатами делить? Разрыв в возрасте у них небольшой. (Разве что последние все-таки выглядят взрослее и, с позволения сказать, упитаннее. А потому относятся к "доходягам" с некоторым снисхождением.) Обязанности - абсолютно разные. Интересы общие. Те и другие, к примеру, с азартом собирают стреляные гильзы и начищают их до серебряного блеска - штампуют сувениры на память об армии. Челябинцы даже керосин умудрились раздобыть в поселке для этих целей. Руководство испугалось, думало - "мохают", но, выяснив в чем дело, посмеялось и теперь выдает керосин по первому требованию.

НАЧАЛЬСТВО. Начальник лагеря Марина Уфимцева в камуфляже, темных очках а-ля Куба и кокардой Вооруженных Сил Украины - вылитая международная террористка. Лагерь есть лагерь, тут не до коротких юбочек. Вопрос "в каком звании" встречает озорной улыбкой. Оказывается, ни к армии, ни к милиции отношения не имеет - завотделом по делам молодежи администрации Металлургического района. Зачем связалась с лагерем? "Надо же кому-то начинать". Кроме нее, взрослое население коммуны составляют только воспитатель, врач и милиционер. По их рассказам, хлебнули от воспитанников в первые дни (читай - ночи) не хуже Макаренко.

- Начали с того, что попросили вывалить содержимое рюкзаков и сумок на кровати, - рассказывает воспитатель, завуч 92-й школы Александр Сафронов. Водки, бензина и других снадобий, слава богу, не обнаружилось, зато почти каждый привез с собой нож. От обычного кухонного до заточек и финок с кровостоками. Как, дескать, можно ехать в лес без ножа? Туристы! По любому поводу ссоры. Расторможенность полная, а тут еще и ножи. Первое время до пяти утра у коек дежурили.

Чувство собственной суверенности у юных уличных авторитетов развито болезненно остро. Из-за этого у них и с курсантами ссора вышла. То ли замечание от них получили, то ли предложение прибраться, бог весть. Известно только, что курсантов, несмотря на ощутимый перевес сил, обстоятельно обложили матом и, "шествуя важно в спокойствии чинном", отправились по своим делам. Будущим командирам (когда пришли в себя) ничего не оставалось, как бежать к лагерному руководству - жаловаться.

Казарма, с легкой руки Трубадело, сразу получила наименование "Наш сарай" (у него дома, видите ли, куры лучше живут). И заставить кого-то прибраться в ней оказалось не так-то просто. Тем более в туалете. Трубадело, к примеру, из своих 14 лет два года отсидел в СИЗО, с понятиями знаком. Сделаешь ему замечание, он еще и "спасибо за оказанное внимание" скажет. Но "парашу" прибирать!..

На третий день, когда санитарное состояние сделалось невыносимым, начальство пошло на хитрость. Заставило за провинность навести порядок самых авторитетных. И дело пошло. Теперь уборку производят все четыре отделения поочередно.

Вот только обращение друг к дружке по кличкам искоренить, видимо, за раз не успеть. Въелось под кожу. Неформал, Длинный, Кабан (этот что в профиль, что анфас одной ширины - тени не отбрасывает). Спрашиваю Неформала, почему он Неформал. Ладно бы еще длинные волосы носил или сережку в ухе. Ведь такой же наголо обритый с хриплым голосом пацаненок. "А я знаю? - отвечает. - В первый день лагеря один сказал и прилипло!".

Сегодня обстановка в лагере нормализовалась. Прошла зарница, военизированная эстафета с ночным подъемом по тревоге, турпоход. Многие из пацанов уже просятся на вторую смену или хотя бы приехать на следущий год. Путевки бесплатные, но Трубадело со свойственной ему обстоятельностью пообещал подогнать машину картошки. Лишь бы взяли.

P.S. На днях под Чебаркулем открылся еще один лагерь отдыха для социально запущенных детей. Уже областного масштаба. Туда приехали подростки из Чебаркуля, Миасса и Златоуста. А приютили его опять же в расположении Чебаркульской танковой дивизии. Есть все-таки какое-то духовное родство между танкистами и беспризорниками детьми. Как ни крути.

Михаил ПИНКУС.