17-08-06
Виктор РИСКИН
Аргаяшский район
Европа не поможет
- Вы зачем к нам приехали? - накинулся на вашего корреспондента крутогрудый загорелый мужик в майке. - На наше убожество поглядеть? Так глядите! Мы зас:ли все поля. Все лесом заросли. А какие они были! Еще год-два, и Аргаяшский район тайгой станет. Сеять-пахать негде будет. Только три хозяйства работают - Байрамгулово, Акбашева и "Элита". Но и у них - шесть литров в сутки. Разве это удой?! Еле-еле на плаву держатся. Скоро до нашего положения скатятся. От Европы помощи не дождемся: саму то заливает, то сушит.
Ораторствовал бывший бригадир Бадретдин Исламович Галеев. 49-летний животновод застал время, когда совхоз "Кузнецкий" ставил рекорды по надоям и привесам, а его директора только успевали получать награды. Потом хозяйство стало планомерно загибаться, руководителей интересовали уже не ордена и медали, а возможность оставить что-то себе от всенародного сельхознаследия: стройматериалы, технику, обобществленную скотину. В итоге последние десять лет трудовой народ не видит ни зарплаты, ни перспективы. Да его почти не осталось. Одни подались на сторону, другие, невесть на что надеясь, продолжали работать, третьи от безысходности спивались. В последний год ЗАО "Кузнецкое" окончательно и бесповоротно накрылось медным тазом.
- В октябре прошлого года комплекс, где я работал, прекратил свое существование, - уточнил Галеев. - 180 голов крупного рогатого скота передали в совхоз "Примерный". Бригада в десять человек осталась без дела. Кто уехал, кто на бирже труда: Лет 15 назад в совхозе 200 с лишним человек работало. Сейчас никого. Выживаем личным подсобным хозяйством, а летом еще и сбором-продажей грибов-ягод.
Сезонной работой последние десять лет перебивался и 54-летний тракторист Данис Каримов.
- Все это время, - говорит он, - мы "живых" денег не видели. На бумажках какие-то цифры рисовали, и все. Жене с сыном приходилось ходить по лесам, а потом торговать тем, что собрали, на трассе.
Сегодня Бадретдин и Данис при деле. И при зарплате. Первый - сторожем на ферме (чтоб не разворовали!), второй тракторы ремонтирует. Работу им и еще пятерым кузнечанам дал пришедший в многострадальное село хозяин - предприниматель из Миасса Иван Воскобойников. Но районные власти почему-то не приветствуют его активность. Другой бы давно отказался от идеи возродить Кузнецкий совхоз, а Воскобойников продолжает настырничать и даже научный труд подготовил с дипломатическим названием "Инвестиционный меморандум". Объемом почти в 50 страниц, по значимости что-то между серьезным рефератом и кандидатской диссертацией.
- Я всего лишь хочу, чтобы люди держали свое слово, - говорит при встрече Иван Николаевич. - Если мы договорились с главой района о сотрудничестве, то менять решение негоже. Несолидно для человека на такой должности.
Вы пашите-пашите...
Суть конфликта в том, что глава района Исрафиль Валишин отказывается подписывать оговоренный ранее договор аренды.
- Все не так, - разъясняет "Челябинскому рабочему" свою позицию Исрафиль Макинович, - они переворачивают по-другому. Мы предлагаем: "Вы начинайте пахать-сеять, а потом увильдинские земли оформляйте". А то ничего не делают и говорят, что я торможу. Пусть сначала займутся сельскими делами, а потом строительными. Они стали резать водонапорные башни, зерноток и сдавать в металлолом. Да, здания старые. Но могли бы подлатать, чтобы работали. Мы так не договаривалась. К тому же мне жалоба поступила от местных жителей и главы поселения. Поэтому по увильдинским землям я отменяю решение. А еще меня обвиняют, что не даю гарантийное письмо на получение кредита в банке. Да я просто не могу на себя взять ответственность, потому что не вижу их работы.
Здесь необходимо пояснение. Речь идет об участке в 34 гектара, примыкающем к озеру Увильды. По замыслу миасской команды инвесторов, эти земли должны стать стартовым капиталом при подъеме Кузнецкого, при освоении полутора тысяч гектаров давно не паханных полей. И получить его можно строительством коттеджного поселка в 250 домов. Когда умная дочь Воскобойникова Наталья, экономист по образованию, увидела бывший совхоз, то воскликнула: "Папа, тут нужны не миллионы, а миллиарды!"
- Таких денег ни у меня, ни у кого другого нет, - соглашается с умной дочерью Иван Николаевич, - поэтому надо начинать не с пахоты, а со строительства элитного поселка. Что касается разговоров относительно резки металлоконструкций, то все не так. Мы ничего не режем, а всего лишь чистим площадку под развитие нашего сельскохозяйственного комплекса на базе купленного ЗАО "Кузнецкое". Считаем: не латать старые дыры надо, а создавать принципиально новый современный комплекс.
Две программы разом
- Дело, конечно, затратное, - продолжает Иван Воскобойников, - но мы подсказали Исрафилю Макиновичу, где можно взять на это деньги - с увильдинской земли и вложить в развитие сельского хозяйства. Мы заключили соглашение, где господин Валишин взял на себя обязательство закрепить за нами эти земли, выдать акт выбора с дальнейшей сдачей в аренду. То есть одновременно мы реализуем еще одну национальную программу - строительства жилья. Кому от этого плохо? Но тут начались проволочки. Сход жителей инициировали, письмо написали, дескать, вредители мы земли кузнецкой. А почему меня на сход не позвали? Создается такое впечатление, что мы наступили на грабли чьих-то частных интересов и они, эти интересы, возобладали над государственными. Что касается банковских кредитов, то мы просили не гарантий от администрации Аргаяша, а всего лишь рекомендательное письмо. Но и в этом нам было отказано.
Исрафиль Валишин всегда приветствовал инвесторов, приходящих на село. Но миасские предприниматели почему-то его не устроили. Прежние пришельцы сразу начинали вгрызаться в землю проржавевшими от долгого бездействия лемехами плугов. Эти же считают такое начало тупиковым.
Иван ВОСКОБОЙНИКОВ - руководитель миасской компании ООО "Вдохновение". Занимается хлебопечением. Продукция распространяется через 15 торговых точек. Создана дочерняя фирма ООО "Черновский хлеб". В производстве более 40 видов хлебобулочных изделий. Четыре года назад открылось подразделение мясопереработки и мясных полуфабрикатов 20 наименований. Рабочие места получили более 100 человек. Для дальнейшего расширения производства потребовалась совсем иная стратегия развития. Вот тогда и был выигран тендер на покупку ЗАО "Кузнецкое". Одновременно создавался инвестиционный меморандум, где предусмотрены строительство животноводческого комплекса и круглогодичных теплиц с управляемым микроклиматом, цеха сухого молока, сев, уборка, заготовка кормов и даже разведение дождевых червей для создания биогумуса.