17-09-08
Айвар ВАЛЕЕВ
Челябинск
В Челябинском академическом театре оперы и балета имени Глинки разразился очередной скандал. За две недели до премьеры режиссер-постановщик Алексей Степанюк вынужден был прервать работу и вернуться домой в Санкт-Петербург. Судьба оперного спектакля "Демон", премьерный показ которого намечен на 3 октября, более чем туманна. А с ней и пяти миллионов рублей из областного бюджета, затраченных на постановку. Сомнительно выглядят теперь перспективы театра, лишившегося творческого лидера.
Поводом для внезапного отъезда стала сцена, разыгравшаяся 9 сентября в кабинете худрука. Алексей Степанюк выразил Денису Северинову свое недоумение тем, что помимо его воли в состав постановочной группы оперного спектакля был включен недавно назначенный главный балетмейстер театра Константин Уральский.
- Я не видел смысла в его помощи, но уступил настоятельным просьбам Дениса Александровича, - рассказал нам по телефону Алексей Степанюк. - И сделал большую ошибку. Поскольку совместной работы с г-ном Уральским у нас так и не получилось. Я не могу сказать ничего плохого об этом человеке, но за каких-то два дня репетиций он стал настоящим "демоном" для будущего спектакля. Не буду вдаваться в подробности - с главным балетмейстером невозможно было сойтись ни в чем! Обо всем этом я решил сообщить художественному руководителю. Это его взбесило. Он сказал мне буквально дословно: "Я не хочу вас видеть. Убирайтесь вон, и немедленно!" При этом Денис Северинов с барского плеча предложил мне купить билет домой на его деньги. Я отказался. Если тебе сказали "Вон!" - надо уходить. К слову, мне никогда и никто такого не говорил:
Алексей Олегович замечает, что все это произошло на фоне общего хаоса в театре.
- Работники театра знают, с какими чудовищными муками выпускались последние спектакли. Сцена постоянно занята арендой, репетиции проводились в фойе, где акустика немыслимая. Постановочная часть до недавнего времени находилась в убогом состоянии. Декорации не готовы до последнего момента, а костюмы актеры, бывало, видели в первый раз в антракте перед выходом на сцену. На премьере "Марицы" полный зал зрителей терпеливо ждал начала спектакля, а сцену в лихорадке заполняли ведрами, граблями, коврами, чтобы сделать хоть какое-то подобие сценографии. Я помню, как на выпуске "Пиковой дамы" от усталости и от невозможности изменить ситуацию у меня просто потекли слезы из глаз. А я вообще-то не из слабонервных! Эти немыслимые ситуации спасали люди. Они в челябинском театре замечательные. Солисты, хор, дирижер, музыканты, художники, а также все те, кто обеспечивает спектакли. Эти люди умрут, но сделают. Спасибо им:
Худрук театра Денис Северинов, к которому мы обратились за комментариями, был лаконичен:
- С режиссером у нас нет разногласий. Он прервал работу по состоянию здоровья.
На наш вопрос, сам ли Алексей Степанюк рассказал о проблемах со здоровьем, Денис Северинов ответил, что это его собственное мнение.
Заслуженный деятель искусств России Алексей Степанюк - один из ведущих оперных режиссеров страны. Его основное место работы - знаменитый Мариинский театр. Кстати, 25 сентября сезон там открывает поставленная им опера Р. Щедрина "Очарованный странник" - так решил Валерий Гергиев, худрук Мариинки.
С Челябинском у Степанюка давние и даже сентиментальные отношения. В театре Глинки он проработал семь лет после окончания Санкт-Петербургской консерватории, потом, уже будучи режиссером-постановщиком Мариинки, ставил у нас в качестве приглашенного режиссера. Большинство из тех работ до сих пор идут. Это семь названий (из общих двух десятков, составляющих сегодня оперный репертуар), начиная от знаменитой "Снегурочки", заканчивая "Пиковой дамой", получившей "Золотую маску" за лучшую мужскую партию (солиста Максима Аксенова для участия в спектакле режиссер привез с собой из Мариинки). Пожалуй, это главное творческое достижение театра за последние 20 лет.
В нынешнем сезоне театр заключил с Алексеем Степанюком договор на постановку трех опер: "Демон" Рубинштейна, "Орфей и Эвридика" Глюка и "Мадам Баттерфляй" Пуччини. Это не просто освоение мировой оперной классики. Замысел Степанюка еще и в том, чтобы эти спектакли сделали театру лицо.
(Окончание на 2-й стр.)