17-09-97


Реальный словарь "Реального театра"

Екатеринбургский фестиваль от "А" до "Я"

В Екатеринбурге есть метро, Литературный квартал, консерватория и Театр эстрады. Но было бы неверно думать, что этим и исчерпываются различия между нашими двумя городами. Ведь в Екатеринбурге есть еще "Реальный театр" - это название фестиваля театров для детей и молодежи, существующего с 1990 года. На пути от первого фестиваля до четвертого (прошел только что, с 7 по 14 сентября) он обрел не только имя, характер, международный статус и значение, но и реальный авторитет в театральном мире: сюда едут не тусоваться, екатеринбургский фестиваль - попытка самопознания людей театра, место, где делается "театральная погода", совершаются открытия, формируются репутации. Именно в Екатеринбурге впервые были сыграны многие знаменитые спектакли (только один пример - "Буря" режиссера Бориса Цейтлина, получившая "Золотую маску").

Хозяева и соучредители фестиваля (вместе с Министерством культуры России, Союзом театральных деятелей, Международной ассоциацией театров для детей и молодежи, департаментами культуры города и области) - Екатеринбургский театр юного зрителя. А Челябинский театр для детей и молодежи - неизменный участник фестивалей.

В дни четвертого "Реального театра" я посмотрел двадцать спектаклей, участвовал во множестве фестивальных дискуссий и неофициальной (офф) программе. Впечатлений - выше головы, можно возвращаться к ним снова и снова. А пока - беглые заметки о IV фестивале "Реальный театр", сформулированные в виде субъективного, но все же вполне реального словаря от "А" до "Я".

АКТЕРЫ никогда не были главными действующими лицами "Реального театра", он всегда больше зациклен на режиссерских концепциях и критических фантазиях по поводу этих концепций. Но все же на четвертом "Реальном театре" было несколько актерских имен, о которых говорили все. Юная дебютантка Чулпан Хамадова (главная роль в спектакле "Дневник Анны Франк" Российского академического молодежного театра из Москвы), признанные мастера Екатеринбургского ТЮЗа Светлана Замараева и Виталий Краев ("Ля-бемоль" и "Человек рассеянный"), актер Омского ТЮЗа С. Оленберг (Зилов в "Утиной охоте"), швейцарец Маркус Зонер ("Одиссея"), петербуржец Игорь Ларин... И челябинский дуэт Валерия Егорова и Ольги Теляковой из романтической "Синей бороды".

"БУРАТИНО. БОЛЬШАЯ ЖИЗНЬ" - моноспектакль Игоря Ларина (он же автор пьесы и режиссер). Урок изощренной, но абсолютно органичной фантазии, объединившей сказку о деревянном мальчике с самой великой утопией XX века, урок виртуозного лицедейства.

"В ОЖИДАНИИ ГОДО" - спектакль по пьесе С. Беккета, сыгранный на закрытии фестиваля. От постановки режиссера Юрия Бутусова и художника Александра Шишкина (вторая редакция спектакля осуществлена на "Открытой сцене" Петербургского театра имени Ленсовета, первая была в Театре на Крюковом канале) ждали нового слова, а увидели четырех молодых, органичных, многообещающих актеров (Михаил Трухин, Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Андрей Забров), не ищущих особых глубин, но обаятельно заразительных. Тоже немало.

ДЕТИ как зрители (да и как герои) практически не интересовали фестиваль "Реальный театр". Их появления на спектаклях вызывали гневные филиппики критиков о вреде культпоходов. Но актер и завлит Челябинского театра юных Алексей Шибков заметил: "Компания критиков - такой же культпоход, как компания детей. Так же разговаривают во время спектакля, так же заняты только отношениями между собой, а не сценическим действием, так же мешают актерам".

"ДНЕВНИК АННЫ ФРАНК". Спектакль родился как дипломная постановка на курсе Алексея Бородина, вошел в репертуар РАМТ. В основе пьесы - подлинный дневник еврейской девочки, погибшей в концлагере. Дневник, переведенный почти на все языки мира. У спектакля совсем юных актеров интонация редкой чистоты. Есть особая самоотверженность в такой безыскусной игре, в тонкости человеческих отношений, сдержанности во всем и истинной глубине. Одно из самых сильных впечатлений фестиваля.

"ЗАМЕРЗЛИ" по пьесе Нины Садур - одно из неожиданных и приятных открытий фестиваля. Открытие театра - Молодежного художественного театра из Улан-Удэ. Открытие режиссера А. Баскакова - очень уверенного и изобретательного профессионала. И актрисы Елены Барановой, как никто, почувствовавшей ведьминскую природу героини пьесы Садур. На этой неделе театр из Улан-Удэ будет играть в Челябинске, на сцене "Манекена".

КРИТИКИ были слишком безапелляционны, агрессивны и в конце концов получили в ответ режиссерский бунт. Но все же на фестивале работала критическая команда суперпрофессионалов: Марина Тимашева, Александр Соколянский, Виктор Калиш из Москвы, Марина Дмитревская и Леонид Попов из Санкт-Петербурга. Две цитаты. Первая из Марины Дмитревской: "Не весь мир - театр, не все люди в нем актеры, не все актеры - люди..." Вторая из Виктора Калиша: "На этом фестивале принято под видом говорения правды бесконечно друг другу хамить, а потом извиняться. Таким образом выдерживая все нормы интеллигентности".

"КОЛОБОК, КОЛОБОК" театра "САМАРТ" (Самара). Сценическая версия драматурга Натальи Скороход и режиссера Георгия Цхвиравы знаменательна главным образом тем, что в ней Колобка не съели. А вообще - изобретательное и веселое зрелище.

КОРОГОДСКИЙ ЗИНОВИЙ ЯКОВЛЕВИЧ. Патриарх тюзовского движения, знаменитый режиссер и педагог из Санкт-Петербурга был мудр и интеллигентен, умел небанально артикулировать прописные истины.

"КОРОЛЬ ЛИР" режиссера Бориса Гранатова и художника Степана Зограбяна поразил мощью, какой-то первобытной красотой и страстью. Среди глыб и камней (Стоунхенж?) и люди, как камни. Смерть Лира и Корделии смягчает каменные сердца.

ЛАРИН ИГОРЬ. "Моцарт! Моцарт!" - кричали из зрительного зала после его моноспектакля. Добавить нечего.

ЛОЕВСКИЙ ОЛЕГ - не просто директор, но автор фестиваля, определяющий его содержание и характер. Это характер самого Олега, в основе которого любовь к театру, во-первых, любовь к людям театра, во-вторых, а также неутомимая жажда открывать новые имена и спектакли. Умеет и ссорить, и примирять всех. Название фестиваля "Реальный театр" Лоевскому было явлено во сне.

"МАРКИЗА ДЕ САД" - спектакль-монстр Молодежного театра на Фонтанке из Санкт-Петербурга. Шел четыре с половиной часа, утомил безвкусной роскошью колонн, кринолинов, а также песнями Адриано Челентано и Паоло Конти. Зачем для зрелища такого рода режиссеру Семену Спиваку понадобилась интеллектуальная драма Юкио Мисимы - загадка. Челябинскую "Маркизу де Сад" с великолепной ролью Ольги Теляковой в этом спектакле вспоминаешь с нежностью и грустью.

"ОДИССЕЯ". Труппа Маркуса Зонера доказала, что жанр "театрального урока" есть и в Швейцарии. Взрослая публика на "Одиссее" для восьмилеток была вполне счастлива.

ПРАУДИН АНАТОЛИЙ - режиссерское имя номер один в истории "Реального театра". В прошлом - режиссер Екатеринбургского ТЮЗа, ныне - главный режиссер ТЮЗа Санкт-Петербурга, где воплощает новую эстетическую и этическую программу "Театр детской скорби" (жесткие истории, притчи о жизни). Екатеринбургский ТЮЗ показал "Реальному театру" спектакль Праудина "Ля-бемоль" (пьеса Натальи Скороход). Из-за слишком явных параллелей с масскультом, китчем спектакль уместнее назвать "Ля, ля, фа". Но - выдающая актерская работа актрисы Светланы Замараевой.

"САР-ГЕРЕЛ" - сценическая поэма Калмыцкого ТЮЗа (по Давиду Кугультинову). Эпический размах, декоративность, масштабное зрелище.

"СИНЯЯ БОРОДА" Челябинского театра для детей и молодежи игралась в экстремальных условиях: непривычно большая площадка (театр сперетты), проблемы со светом (не по вине челябинцев), проблемы с ритмом. В лучшие моменты актерская экспрессия Валерия Егорова и Ольги Теляковой захватывала зал, но таких моментов было не так много. Автор пьесы Михаил Бартенев был на спектакле, режиссер Борис Цейтлин не был.

СКОРОХОД НАТАЛЬЯ - драматург и жена Анатолия Праудина. Одно связано с другим. "Уже совершенно непонятно, что придумывает Скороход, а что Праудин" (Марина Тимашева).

"УТИНАЯ ОХОТА" - жесткий, жестокий, "мускулистый" спектакль режиссера Владимира Рубанова (Омский ТЮЗ). На фоне всеобщей ностальгии по семидесятым Рубанов глядит на то "пьяное" время очень трезво. И славу Богу, что хорошего в ностальгии по "совку".

"ЧЕЛОВЕК РАССЕЯННЫЙ" - самый знаменитый спектакль Екатеринбургского ТЮЗа и дуэта Скороход - Праудин. На нынешнем фестивале был сыгран в последний раз. Прощание со спектаклем - невиданный эмоциональный взрыв на сцене и в зале. Кульминация фестиваля, его эмоциональный пик.

"ЭЛЬДОРАДО" - крутая ночная дискотека, где проходил "реальный банкет" по поводу открытия фестиваля "Реальный театр". Долгие проходы через раму - металлоискатель и задушевные беседы с секьюрити.

Я постараюсь обязательно приехать на следующий фестиваль "Реальный театр".

Владимир СПЕШКОВ.

Екатеринбург-Челябинск.