17-10-03


"Я - сам"

Заслуженному артисту России Виктору Нагдасеву - 50

Вчера Челябинский камерный театр принимал не гостей - друзей. Они пришли, чтобы поздравить замечательного человека и удивительного актера, стоявшего у истоков этого театра и сыгравшего на его сцене роли, известные и любимые челябинцами по спектаклям "Крик лангусты", "Археология", "Пигмалион", "Милостивый государь, спешу:", "Дорогая Памелла", "Медведь! Медведь! Медведь!", "Гость случайный:", "Игроки", "Женщины всегда смеются и танцуют", "Том Сойер", "Тутанхамон" - вот их далеко не полный перечень. Всего же сыгранных им ролей около двухсот - "полный зал":

Юбилейный вечер заслуженного артиста России Виктора Нагдасева, названный "Я - сам", - это возможность поговорить о человеке, посвятившем себя театру. С 16 лет он в театре-студии "Юность" под руководством Зои Александровой, сотни учеников которой работают в театрах по всей стране. После службы в армии - учеба в Челябинском институте культуры (один из первых выпусков Наума Орлова). И по сей день благодарен своим преподавателям Виктору Панферову, Лилии Бокаревой ("заслуженной артистке по гриму"), Вячеславу Бокареву - режиссеру-педагогу, подарившему "золотой ключик" мастерства, открывшему дверь в профессию:

Повезло и с приглашением в 1979 году в абаканский театр "Сказка" Людвига Устинова, - новый оригинальный театр, построенный на синтезе кукольного и ТЮЗа, только создававшийся тогда. Интересные работы, поездки по стране и миру, множество полученных премий (так, роль в спектакле "Маугли" по пьесе польского драматурга Рады Московой стала международным дипломантом в 1983-м на фестивале театров кукол "Золотой дельфин" в Варне).

Затем три года работы в абаканском театре драмы, новые поездки и премии: в 1986 году за постановку пьесы Б. Лавренева "41-й" Виктор и Надежда Нагдасевы были отмечены первой премией на смотре творческих работ в Красноярске и творческой поездкой в Москву.

В 1989 пришло приглашение от Евгения Фалевича в Челябинск, в зарождающийся Камерный театр. И поехали: интересно было участвовать в создании нового, очень хотелось вернуться домой, в родной город. Первые три года, по признанию Виктора Степановича, были отчаянно тяжелыми: театр еще не имел статуса, в его составе было всего семь человек, никакого материального обеспечения. Выживали и пробивались тонким росточком вопреки обстоятельствам. Не раз супруги Нагдасевы пожалели об абаканских благополучных временах. Но теперь нелегкие годы становления Камерного вспоминают с какой-то светлой грустью: была молодость, новое, "свое", дело, "свой" театр:

Поиск, трудолюбие, хорошая творческая ненасытность и на этой сцене принесли лавры и любимые роли: Алеши в спектакле "Археология", Макара Девушкина в постановке "Милостивый государь, спешу:", Есенина в моноспектакле "Гость случайный:" (приглашенный на столетие Есенина в Константиново и отмеченный дипломом), Соломона Боза в "Дорогой Памелле", шесть ролей в "Томе Сойере":

Главным в своем творчестве заслуженный артист России Виктор Нагдасев считает само творчество во всех его проявлениях, не потому ли среди сыгранных персонажей писатели, поэты, романтики. Нагдасев - актер характерный: ему нравятся перевоплощения, грим (одно время он даже преподавал в Абакане курс по гриму - вот оно влияние Лилии Бокаревой!). Интересно в одном спектакле исполнение нескольких ролей, пробы и перемены жанров (с удовольствием играет "детские" спектакли, в которых силен игровой момент; спектакли кукольные, комедийные и драматические). И на сцене Камерного театра идут спектакли, где им исполняется по две и более роли ("Кабала святош", "Том Сойер"), различные по жанрам и стилям. Воистину счастливая актерская судьба!

"Я - сам" - заимствованное название автобиографии Маяковского. "Я - сам" - творческое и жизненное кредо, правило, усвоенное еще в "Юности": не ждать милостей и подарков от судьбы, не ждать ролей, но создавать их самому. Личный репертуар Нагдасева, идущий параллельно основному, насчитывает до 15 названий: наиболее известны постановки "Я - Франсуа, чему не рад:" о Ф. Вийоне (на сцене ЧГАКИ), "Условия диктует леди" в постановке А. Мордасова (в картинной галерее), сейчас готовится "Персидская сирень" по пьесе Н. Коляды на сцене Камерного театра. Невзирая на значительность даты, у юбиляра - "планов громадье": несыгранные роли любимых персонажей, новые проекты:

Татьяна Бунаева