17-10-08
(Начало в номерах за 19, 26 сентября, 3, 10 октября)
С запиской, но без фотографий
На следующий день после возвращения с "Челябинского рабочего" меня позвал Михаил Семенович Левин.
- Приступаем ко второй части нашей экспедиции - восхождению на пик ЧТЗ, - сообщил он.
Пик ЧТЗ имел свою историю. 27 лет назад вершину покорила группа под руководством тракторостроителя Геннадия Цыбулевского. А еще через два года спортивный клуб ЧТЗ командировал инструктора Виталия Гальченко совершить восхождение к 50-летию завода. Группа из десяти человек под его руководством повторила маршрут первовосходителей.
И вот новый юбилей - 75 лет ЧТЗ. Логично было бы взойти на вершину в третий раз.
Этим восхождением мы планировали решить сразу несколько задач. Во-первых, сделать цветные фотографии. От предыдущих экспедиций осталось несколько черно-белых кадров, дающих слабое представление о вершине и окружающем ее районе. Во-вторых, как выяснилось при подготовке к экспедиции, пик ЧТЗ не был официально зарегистрирован ни в федерации альпинизма России, ни в федерации альпинизма Киргизии. Левин считал, что не нужно повторять маршрут групп Цыбулевского и Гальченко. Он разработал другой, более сложный путь по юго-западному гребню пика. Если маршрут 2Б категории сложности будет пройден, у нас появится достаточно оснований для регистрации вершины.
Со времени экспедиции 1983 года многое изменилось, начиная от горного рельефа и заканчивая государственными границами. Но самое печальное: интерес к альпинизму в нашей стране сильно упал. Если 25 лет назад можно было без труда собрать сильную команду только из рабочих ЧТЗ, то сейчас во всей области молодых альпинистов - раз-два и обчелся.
На пик ЧТЗ Михаил Семенович послал группу под руководством Владимира Горшкова. Вместе с ним шли опытные Сергей Соловьев и Виктор Смирных. Владимир поднимался на пик ЧТЗ в 1983 году, в то время он был токарем моторного завода, а сейчас руководит городской федерацией альпинизма. Виктор - известный в Челябинской области фотограф, его задача состояла в том, чтобы снять узловые точки маршрута.
Я беспокоюсь за Соловьева: ходят слухи, что он не в форме, и как бы это обстоятельство не помешало всей экспедиции. Но Михаил Семенович уверен: все будет хорошо. Пока мы ходили на "Челябинский рабочий", Соловьев совершил несколько тренировочных восхождений и чувствует себя прекрасно.
Моя задача была довольно простой: дойти до двух озер, от которых начиналось восхождение на пик ЧТЗ. Тех самых озер, до которых мы не сумели дойти на одном из наших занятий.
Вышли утром. Сергей сильно отстал от группы. Ясно, что он был не в форме. Альпинизм, как и любой другой вид спорта, не оглядывается на прошлые заслуги. Если нет ежедневных тренировок, никакое прошлое тебя не спасет. Когда Соловьев дошел до озер - на два часа позже остальных, я думала только об одном: как бы чего не случилось.
Рано утром 28 июля Владимир, Виктор и Сергей вышли на пик ЧТЗ. Я осталась в штурмовом лагере, осмотрела место нашей стоянки. Озеро перед пиком ЧТЗ - самое красивое, что мы видели в Киргизате. Пока нет ветра, ровная водная гладь отражает горные вершины. Ночью температура опускается ниже нуля, и озера замерзают. Утром лед тает и гулко хрустит.
Под вечер я увидела водопад. Вода с тающего ледника пробила брешь в морене и с грохотом неслась вниз, увлекая за собой кучи камней и песка. К утру водопад снова исчез.
Владимир, Виктор и Сергей вернулись поздно вечером. Слава богу, все живы - уже это хорошо. Однако новости были нерадостными: Сергея Соловьева на высоте 4100 начало подводить здоровье. Склон пика ЧТЗ выглядел не так ласково, как 25 лет назад. Обнажились огромные ледовые трещины - бергшрунты. В одну из них провалился Сергей и с огромным трудом вылез. Сил добраться до вершины у него уже не осталось. Последний предвершинный взлет Владимир преодолел в одиночку. Беда в том, что у него не было фотоаппарата. Техника осталась у Сергея и Виктора, находившихся далеко внизу.
- Я увидел памятный знак, который мы установили в 1983 году к 50-летию ЧТЗ. Рядом нашел два болта. Хотел уже было взять их как доказательство того, что я был на вершине. Но тут увидел банку, а в ней - записку 1983 года и вымпел спортивной секции ЧТЗ.
Рядом Владимир установил новый знак, на котором выгравированы слова: "Пик ЧТЗ покорен в память о беспримерном походе южноуральских тракторов на Памир в 1936 году и в честь 75-летия Челябинского тракторного завода". В новенький термос "Petergoff", который отныне будет выполнять функцию герметичной капсулы, вложил послание, переданное нам заводчанами:
"Мы приветствуем вас, потомки-россияне!
Верим, что и через много лет это название говорит вам о многом, а наше предприятие по-прежнему работает, развивается и производит технику, известную во всем мире. Ради этого жили и трудились многие поколения ваших предков, в том числе те, которые в уральской глуши возводили тракторный гигант, и те, кто в годы Великой Отечественной войны собирал в его цехах танки, навсегда дав заводу второе имя - Танкоград.
Нашему поколению довелось жить в эпоху перемен, в пору государственного переустройства и экономических реформ. Нам было нелегко сохранить свой завод, но из века двадцатого в век двадцать первый мы постарались перенести тот великий дух энтузиазма и стремления вперед, без которого сегодня не было бы ЧТЗ - машиностроительной компании с мировым именем.
Мы надеемся, что вы, пришедшие нам на смену, приумножили лучшие традиции предыдущих поколений россиян. Так же, как мы, вы любите нашу Родину и самоотверженно ей служите. Так же, как мы, отдаете все силы любимому делу. Мы верим, что благодаря и нашим стараниям вы живете в счастливой, процветающей стране, которую не боятся, а уважают. Вы не знаете войн, голода и лишений, но не стали черствыми и ленивыми, наоборот: совершенствуете себя и окружающий мир. Вы помогаете слабым и становитесь еще сильнее. Делитесь с бедными и приобретаете духовное богатство. Для вас по-прежнему важны такие ценности, как любовь и дружба, верность и надежность, милосердие и героизм: Их не покроет пыль веков.
Будьте счастливы, дорогие потомки! Живите и трудитесь на благо великой России так, чтобы ваши дети и внуки вспоминали о вас и вашем времени с благодарностью и теплотой.
Коллектив Челябинского тракторного завода"
Как жаль, что фотоаппарат не сумел зафиксировать эти моменты! Здравый смысл подсказывал мне: нужны вершинные фотографии. Нельзя оставлять ситуацию так, как есть. Можно было бы все исправить, но до отъезда из Киргизаты оставалась пара дней.
Вторая попытка
Когда я рассказала обо всем произошедшем Левину, его огорчило не столько отсутствие фотографий, сколько пройденный маршрут, в точности повторявший тот путь, который уже был пройден в 1981 и 1983 годах. Первовосхождения по маршруту 2Б категории сложности не было и на этот раз. Прямо какой-то заколдованный круг! Нужно было срочно принимать решение.
В 14.00 Михаил Семенович поручает взойти на пик ЧТЗ питерцам Саше Джуре, Кате Медвинской и Вячеславу Петровичу Бастрикову. Я отдаю Вячеславу Петровичу фотоаппарат и три запасных аккумулятора, рассказываю, что и как нужно снять. Он абсолютно спокоен: все будет сделано. 29 июля в 16.00 группа под руководством Саши Джуры вышла на маршрут. 31 июля до полудня она должна вернуться обратно.
Саша, Катя и Вячеслав Петрович вернулись в базовый лагерь раньше контрольного срока, вечером 30 июля. У нас как раз готовилось праздничное блюдо - баранина с овощами. Перед отъездом все участники решили купить у местных барана и побаловать себя роскошным ужином.
Тройка альпинистов сделала все, что было возможно: и первопрохождение по новому маршруту, разработанному Левиным, и фотографии. Погода была прекрасная, без дождя и снега, вершину удалось заснять при хорошем освещении. Вот теперь действительно можно было с полным правом сказать: есть пик ЧТЗ! Бастриков рассказал неожиданную новость: когда отвинтил крышку термоса, нашел там не только послание потомкам-россиянам, но и записку от группы свердловчан. Свердловские альпинисты действительно стояли лагерем на озерах. Планировали взойти на главную вершину Киргизата. Встретив команду Владимира Горшкова, они заинтересовались пиком ЧТЗ и решили включить его в свой маршрут. Покорили не одну, а две горы - Киргизату и ЧТЗ. Такого поворота событий никто из нас не ожидал. Мне кажется, "внеплановое" восхождение свердловчан - хороший знак. Они прошли маршрут сами, без чьей-либо команды, просто потому, что им было интересно.
Вячеслав Петрович стал главным героем этого вечера. Пик ЧТЗ ему нужен был, как глоток свежего воздуха. Раньше он подстраивался под нас, новичков, не давая своим физическим возможностям и опыту раскрыться в полную силу. После восхождения на "Челябинский рабочий" Бастриков хотел сводить команду новичков еще на одну гору. Но два человека уехали из Киргизаты раньше времени, и этим планам не суждено было сбыться. Вячеслав Петрович заскучал. А тут представилась возможность поработать с разрядниками, сделать по-настоящему сложный маршрут.
Владимир Горшков поднял тост за Вячеслава Петровича:
- Молодец, что остаешься в хорошей форме и ходишь с молодыми!
Олеся ГОРЮК
(Продолжение следует)