17-10-08
Перефразируя слова известного пролетарского поэта, можно сказать: "Валерий Постников и магнитогорский хоккей - близнецы-братья". И бессмысленно задавать вопрос: кто из них более матери-Магнитке ценен?
Феномену, который специалисты называют "магнитогорским стилем", 63-летний Постников отдал без малого четыре десятилетия. Сначала он играл за "Металлург" в качестве вратаря, затем - уже как тренер - совершал с командой крутое восхождение на спортивный Олимп.
Словно подспудно держа в уме свое игровое - вратарское - амплуа, журналистов Валерий Викторович беседами балует редко. Да, для публики он предпочитает по-прежнему оставаться в маске. Иногда это маска ледяного спокойствия, иногда - подчеркнутой отстраненности от происходящего. Для "Челябинского рабочего" советник директора клуба "Металлург-Магнитогорск" сделал исключение. И поделился своими сокровенными планами - засесть, наконец, за книгу о родном клубе.
- Валерий Викторович, логично было бы предположить, что ваша книга станет своеобразным ответом на бестселлер бывшего наставника "Магнитки" Дэйва Кинга. Книга канадца с вызывающим названием "King of Russia" ("Король России") появилась на прилавках магазинов в этом году и наделала много шума:
- Вовсе нет. Хоть от мемуаров Кинга я не в восторге, но свою книгу хочу посвятить совсем другой теме. Считаю, пришло время показать, с чего, а главное, с кого начинался магнитогорский хоккей. Всякий, кто приходит в наш новый ледовый дворец, видит под сводами свитера с номерами шести легендарных игроков "Металлурга". Да, эти хоккеисты заслужили такой почет, такую славу. Но мне иногда кажется, что под крышей арены не хватает имен людей, благодаря которым никому не известная команда проделала путь от областного первенства к вершинам мирового хоккея. Таких, например, как Виктор Сухов, лучший бомбардир магнитогорского хоккея за всю его историю.
- Насколько я понимаю, речь о 70-х и 80-х годах прошлого века. Как подобное вообще стало возможным в рамках жестко регламентированной системы?
- В Советском Союзе существовало четкое разграничение: "столица" области имела право играть на высшем уровне, город областного подчинения - нет. Но в том-то и особенность Магнитки, что здесь всегда находились очень амбициозные люди, которым не хотелось быть "как все". И еще: городу и комбинату везло на руководителей, стремившихся реализовывать свои идеи именно тут, а не в Москве. Это благодаря их энергии "Металлург" за небывало короткий срок преодолел ступеньки чемпионата области, первенства производственных коллективов, класса "Б", второй, первой, высшей хоккейных лиг: А ведь у команды поначалу не было элементарного - собственного искусственного льда! Тренироваться ездили в Челябинск. А наш дворец тем временем достраивался с большим скрипом, порой руки опускались от отчаяния. Но нужно было находить новые силы и опять стучаться в высокие кабинеты. Чаще - выслушивали и помогали, иногда - ругали и выгоняли.
- Даже так?
- А что вы думали! Можно, конечно, руководителю говорить то, что он хочет услышать. И тогда ты будешь ходить в любимчиках. Но я стараюсь говорить то, что думаю. Пусть это начальству не всегда приятно, но нужно для дела.
- Валерий Викторович, говоря о магнитогорской хоккейной школе, трудно оставить в стороне такое явление, как челябинский хоккей.
- Безусловно. Челябинский хоккей долгое время был тем флагманом, за которым тянулись остальные уральские команды. Чтобы провинциальная команда выбилась в призеры чемпионата СССР - такое в советское время приравнивалось к подвигу. А сколько великих хоккеистов челябинцы воспитали! Мне посчастливилось год поработать в системе "Трактора" с молодыми хоккеистами. Впечатления остались самые приятные.
- Почему вы тогда не переехали в Челябинск?
- Я всегда чувствовал, что детский спорт - это не мой уровень, это для меня мелковато. И потом: у Челябинска свои задачи, а у Магнитки - свои. Хотя и в областном центре были люди, которые уже тогда понимали, что большой хоккей должен развиваться не только в Челябинске.
- Однако это не помешало вам на определенном этапе уехать в Пермь и возглавить "Молот-Прикамье".
- Просто надоело находиться в "запасе" и не иметь возможности помочь родной команде. Пригласили - поехал, все-таки "Молот" тогда играл в суперлиге. Пока финансово клуб оставался более-менее на плаву, мы прилично выступали, входили в восьмерку сильнейших. Но потом все посыпалось. Хоккеистам перестали зарплату платить.
- Пресса сообщала чуть ли не о забастовках игроков:
- Пока я был здоров, мне удавалось удерживать ребят от крайних мер. Конечно, сложно было уговаривать их играть бесплатно, но как-то справлялся. Сам ходил убеждать губернатора, помогал руководителям клуба вести административную работу. Вы не представляете, в каких условиях приходилось работать! Во дворце за долги отключался свет, и мы, тренеры, при свечах обсуждали игровые схемы, комплектовали звенья к следующему матчу. А рядом тем временем ходили хоккеисты, которым по нескольку месяцев не платили зарплату. У меня были какие-то сбережения - давал ребятам взаймы. Сколько я в Перми своих денег оставил!.. А потом открылась прободная язва, с сильным кровотечением меня 1 декабря увезли в больницу.
- Не жалеете о пермском опыте?
- Я никогда ни о чем не жалею. Если уж решился на что-то, дал согласие, то бьюсь до конца. Не останавливаюсь.
- Коль речь зашла о тренерской доле: Валерий Викторович, сейчас уже можно признаться: год назад рокировка Канарейкин - Постников готовилась заранее?
- Ни в коем случае! Скорее - стечение обстоятельств. У Канарейкина была крепкая, мастеровитая команда, да и тренер он хороший. Просто нужно было чуть-чуть здесь подправить, там подтянуть: Но тут пошла череда неудачных игр: с Казанью, с "Нефтехимиком". После возвращения из Перми я дал себе зарок, что на роль главного тренера "Металлурга" претендовать не буду. Но в данных обстоятельствах я не имел морального права не откликнуться на предложение президента клуба Виктора Филипповича Рашникова. Ему я многим обязан и благодарен за магнитогорский хоккей. И опять же не жалею о принятом решении, хотя за те полгода, что я был в Магнитке на посту "главного", лет десять жизни, наверное, потерял. Ведь задачу мы выполнили, стали чемпионами Европы.
- Если позволите, вернусь к Дэйву Кингу. Понятно: как о "писателе" вы о нем мнения невысокого. А что на ваш взгляд дал "Магнитке" Кинг-тренер?
- Не хочу ставить оценку его профессиональным качествам, но, по-моему, очевидно: российские тренеры тактически и стратегически переиграли Кинга. Пока "Металлург" с канадцем во главе набирал очки и уходил в отрыв по ходу "гладкого" чемпионата, остальные лидеры спокойненько готовились к плей-офф. И сказали потом свое слово в решающих поединках.
- Кинг, Сикора: Иностранные специалисты в Магнитке долго не задерживаются. Может, магнитогорской команде просто противопоказаны "импортные" наставники?
- Вообще-то я за обмен тренерами. Когда приходит представитель другой сильной школы, всегда есть чему поучиться. Но стоит помнить и о другом: никогда иностранный тренер не будет заботиться о развитии нашего клуба. Его задача - выжать максимум из того, что есть на данном этапе. А что будет завтра, его не интересует.
Беседовал Геннадий ГРИГОРЬЕВ
Валерий Постников заслуженный тренер РСФСР, родился в 1945 году в Ставрополе, закончил Челябинский институт физкультуры. Играл вратарем в хоккейных командах Горького, Стерлитамака, Магнитогорска.
Под руководством Валерия Постникова магнитогорский "Металлург" выиграл чемпионат области, стал победителем класса "Б" первенства СССР. В 1992 году, заняв первое место в первой лиге, команда вошла в элитный дивизион отечественного хоккея.
Уступив в 1996 году тренерский мостик Валерию Белоусову, в декабре 2007 года Постников вновь вернулся к руководству "Металлургом" и завоевал с командой бронзовые медали чемпионата России. Всего под его руководством "Металлург" провел более тысячи матчей.