17-10-08


Под "бомбардировкой любовью"

Страдая от насмешек сверстников и одиночества, в 17 лет Наташа попала в секту

Ольга ШКЕРИНА, Ирина ГУНДАРЕВА

Катав-Ивановск

Улыбались ласково

17-летняя школьница была отличницей по всем предметам, кроме физкультуры. Нескладная, полноватая, подростковые проблемы с кожей. Наташа (назовем ее так) с завистью смотрела на соседку по парте. Оксана - стройная, с огромными карими глазами и роскошными темными волосами. Рядом с ней Наташа чувствовала себя морской свинкой.

Мальчишки проходу не давали Оксане. Наташе же от них доставались только язвительные насмешки. Даже преподаватель физкультуры, видя тщетные попытки девочки выполнить упражнение на бревне, "проехался" по поводу ее физических данных.

Наташа страдала. Искала понимания и поддержки у мамы. Но та, занятая карьерой, наспех проверяла дневник дочери, кидала фразу: "Молодец, старайся дальше" и убегала на работу. Наташа в одиночестве бродила по улицам и заедала обиды биг-маками и чипсами.

Как-то к ней подошла симпатичная пара. Молодые люди попросили уделить им немного времени. Наташа согласилась. Парень осыпал девушку комплиментами. Сказал, что очень грустно, если никто не замечает ее красоты, и предложил зайти на собрание их общества. Общества, в котором царят любовь, всеобщее благо, духовная свобода.

Собрание вел симпатичный молодой человек. Новенькой он сразу понравился. Наташе казалось: собравшиеся искренне рады видеть ее. Непонятны были лишь рассказы о втором пришествии и современном мессии. Зато по душе пришлись слова об идеальной семье, чистых отношениях. Потом все смотрели фотографии со свадьбы молодоженов, которые встретились именно здесь.

Романтично настроенную Наташу легко уговорили поехать на выходные за город. Боясь сказать матери правду, она придумала, что едет на дачу к подруге. Потом на собрании услышала: лгать можно, если это ведет к благу всех людей.

Вместо поездки на природу Наташа попала на двухдневный семинар в большой зал, наполненный людьми. Несколько часов подряд пожилой человек читал лекцию. Говорил что-то о сатане, о грехе Адама и Евы и их ложном браке. Расспрашивал собравшихся о родителях. Говорил, что Христос якобы не успел создать семью с идеальной женщиной и поэтому спасти человечество может только мессия, которого избрал сам Христос.

Весь этот бред не укладывался в голове Наташи: она попыталась уехать домой, но транспорта не было. Девушка пыталась задавать вопросы, но ее перебивали: "Замечательный вопрос, запомни его, чуть позже на него тебе ответят". Перед возвращением Наташа вообще была как бы не в себе: мысли расползались, болела голова. Ее отсутствующий взгляд испугал родителей.

Как в кошмарном сне

Что-то подсказывало Наташе: не стоит больше общаться с новыми друзьями. Но под вечер ей позвонил Костя и сообщил, что новый (уже трехдневный) семинар будет через два дня. "Я не могу, у меня школа! Что я скажу родителям?" - воскликнула Наташа. Костя был настойчив, он объяснил, что ее там ждут, любят, на нее надеются.

В школе девочка сообщила, что у нее умерла бабушка. Родителям солгала, что едет с классом на олимпиаду по географии. На этот раз Наташа уже делала записи в тетрадь. Мудреные слова обретали смысл. Она поняла, что ее цель - любой ценой спасти мир от сатаны и основать царство Божие на земле.

На лекциях постоянно внушали мысль об опасностях, которые подстерегают в окружающем мире. Изучая "Историю Божественного провидения", Наташа засомневалась: как-то нелогично выстроено время пришествия мессии. Девочку стали пугать страшилками, мол, ее хотят выкрасть враги, слуги сатаны. Наташа искренне верила в это.

Родители начали о чем-то догадываться. Дочь постоянно просила денег, "школьные занятия" затягивались допоздна. Наташа врала, что посещает подготовительные курсы для поступления в институт. Деньги на них тоже дали родители. На самом же деле девочка после школы (зачастую вместо нее) с другими членами секты (назовем вещи своими именами) торговала: газировкой, свечками, шоколадом, разными безделушками. Они обманом заставляли людей приобретать их товар, говоря, что деньги идут на строительство православного храма, детского дома или приюта, в помощь детям-инвалидам. Выручку сдавали старшим.

От Наташи требовалось также завербовать в общество хотя бы одного человека в месяц. Но ей это не удавалось. Ее пытались уговорить уйти от родителей. Иногда почти без сна она проводила два, три дня, работала на улице, чтобы наскрести требуемую выручку.

Наташа заболела. Попыталась отказаться от выхода на работу, но ей сказали, что это сам Бог испытывает ее. Наташа вышла на улицу, дальнейшее помнит с трудом. Очнулась в больнице. За руку ее держала мама. Врачи сообщили, что едва успели прооперировать аппендицит. Еще бы немного - и конец.

Пока Наташа лежала в больнице и дома, она многое поняла. Спокойная обстановка, вкусная еда, крепкий сон - все способствовало физическому и нравственному выздоровлению. Но порой во снах ей виделось, как вновь она бредет по улице, предлагает купить шоколад какой-то даме:

Эта история произошла год назад. Сегодня Наташа учится в институте, жизнь наладилась, у нее много друзей. Как-то раз она увидела: двое молодых людей пристают на улице к женщине с разговором о Боге, о духовном единении и тому подобном. Женщина с интересом слушала. Наташа подошла и сказала: "Не верьте им, уходите". Пара возмутилась, а дама попросила девушку уйти и не мешать. "Еще одна жертва, - подумала Наташа. - Сколько еще человек завербуют в общество, где правят ложь, деньги и власть?"

Поле битвы - душа

Почему люди попадают в секту?

- Дьявол всегда борется с Богом, а поле битвы - человеческая душа, - говорит отец Александр, настоятель Казанско-Предтеченского храма в Катав-Ивановске. - Чтобы завладеть ею, в ход пускаются всевозможные ухищрения. Потому в секте может оказаться как наивный подросток, так и взрослый человек. Секта предлагает: приходи к нам, сразу отпустятся все грехи, очистишься, станешь свободным, избранным Богом. Православная же церковь говорит: путь очищения длится всю жизнь. Естественно, первое проще и привлекательнее. Также сектанты пользуются таким приемом, как "бомбардировка любовью". Вот пример: человек запутался в проблемах, не нашел понимания у близких и друзей. А тут к нему подходят внешне приятные люди и говорят, что есть общество, где его выслушают, поймут, помогут справиться с проблемами.

Поначалу действительно будут слушать и жалеть. Но как только человек созреет, ему начнут внушать свою идеологию. В большинстве сект людей пытаются оторвать от близких. Это чтобы человек стал полностью зависимым. Не гнушаются даже гипнозом. Там работают умелые психологи. Человеку, вырвавшемуся из секты, порой приходится длительное время лечиться в реабилитационном центре.

Как справиться с сектантами?

Илья Аносов, религиовед:

- Основной закон "О свободе совести" в РФ исходит из доминирующей преамбулы, обозначающей главенствующую роль традиционных конфессий на территории страны: православия, ислама и небольшой доли других вероисповеданий. У сект, камуфлирующихся под ответвления свободных вероисповеданий, есть много фактических признаков, по которым их можно заставить отвечать по закону. Это разжигание межнациональной розни, разрушение семьи, вовлечение в деятельность организации детей и подростков, отказ от службы в армии, неуважительное отношение к флагу и гимну страны. Если вы знакомы с такими фактами, не нужно звонить в инстанции и кричать: "Примите меры!" На уровне социальных заклинаний с сектантами справиться нельзя: они только рады будут всеобщей шумихе, для них это бесплатный пиар организации. Нужно собрать доказательную базу, оформить это заявление в прокуратуру: суд примет решение о запрете организации. Четыре года назад в Москве именно так суд поступил по отношению к "Свидетелям Иеговы", именующих себя также "Обществом Сторожевой башни".

Если близкий человек попал в секту

n Не кричите на него, не оскорбляйте, ругая секту и доказывая свою правоту, иначе результат будет обратным

n Попытайтесь вывести человека на разговор: поинтересуйтесь, чем он занимается в секте, воздерживаясь от резких замечаний

n По возможности под благовидным предлогом увезите его из города хотя бы на неделю: пусть его общение с сектантами прервется, а сам он, оказавшись в тишине и покое, придет в себя.