17-11-06


Королева из барака

Завтра в Челябинской академической драме отметят полвека сценической деятельности заслуженной артистки России Марины Меримсон

В этот вечер она выйдет на сцену в последней премьере театра - спектакле "Зеленая зона". Марина Меримсон сыграет провинциальную актрису Нину Дмитриевну Носкову, королеву без королевства.

Действие спектакля по пьесе Михаила Зуева происходит в 50-е годы прошлого века. В "зеленой зоне" под Москвой живут хорошие люди, которым легко дышится. Но вот прошел слух, что барак будут расселять и каждая семья получит отдельную квартиру. Все соседи в "последний", как им кажется, раз собрались во дворе за столом. Когда жены торжественно выносят и надевают на своих мужей пиджаки с боевыми наградами, у зрителей начинает щипать в носу и они разражаются аплодисментами. Ощущение благодарной эмоциональной сопричастности зрительного зала с этим давно ушедшим в небытие коллективным советским прошлым - и есть та сверхзадача, которой добивался постановщик спектакля Владимир Гурфинкель.

Челябинск стал соучастником событий еще во время подготовки спектакля, когда горожане несли в театр свои старые чемоданы и скатерти с кружевами.

Нина Дмитриевна и "ее очередной сожитель", как аттестует его автор, Владислав Павлович (Леонард Варфоломеев) - это два человека, которые не могут соединиться ни друг с другом, ни с остальными обитателями барака. Они не мечтают купить шифоньер или начать новую жизнь, они так много пережили и перечувствовали, что, кажется, наполнены до краев. Или опустошены? Если "наполнены" - это красиво, театрально и: фальшиво. Но если мы примем второй ответ, то более приблизимся к правде.

Героиня Марины Меримсон - актриса, но она не играет в любовь в жизни. Она привязана к своему "очередному сожителю", но какое-то горчайшее знание не дает ей соединиться с ним. То ли это очень точное знание о конечности бытия? А может быть, открывающаяся в конце пути истина о том, что профессия не стоит всех принесенных ей жертв?

Актриса может каждую реплику подать как репризу. Каждый ее жест, как, например, этот небрежный намек на большой батман, то есть лихо выброшенная из-под платья нога, вызывает в зрительном зале какую-то теплую волну - узнавания, смеха, признания, участия: Она может вызвать аплодисменты даже: риторикой. Например, Нина говорит во время застолья: "Любите друг друга!" И в зале раздаются аплодисменты, и вдруг у тебя мурашки идут вдоль позвоночного столба:

Но, обладая столь неограниченными возможностями, актриса строга в отборе выразительных средств. Она не хочет быть сентиментальной. Уход человека из жизни - это погружение в одиночество, разрывание всех связей - с людьми, предметами.

:На чем основана легенда о некоей "западности" сибирской акрисы Марины Меримсон? Как она с горечью призналась в одном из интервью, она "никогда не была за границей, никогда не жила красиво:" Родилась она в актерской семье, правда, няня у нее была "из дворян": Может быть, легенда основана на этом ее умении сыграть человека отдельного, особого, не растворившегося в других персонажах? Как бы там ни было, дать повод для создания легенды - это тоже входит в профессию.

После спектакля состоится чествование заслуженной артистки России Марины Меримсон.

Елена РАДЧЕНКО