17-11-06
Олеся ГОРЮК
Челябинск
24-летняя Маргарита Камыш приехала в театр в середине прошлого сезона готовой солисткой: несколько лет она исполняла ведущие партии в театрах Кишинева и Одессы. В Челябинске ей пришлось поначалу сделать шаг назад и станцевать партии второго плана: Фею сирени, Повелительницу, Уличную танцовщицу и других. Но уже в этом сезоне она совершает стремительный скачок. 3 ноября впервые танцует Китри в "Дон Кихоте", а уже через две недели - Аврору в "Спящей красавице". Этот спектакль можно посмотреть сегодня в 18.00.
Маргарита родилась и выросла в Кишиневе.
- Мама с пяти лет не давала мне спокойно жить, определила в школу искусств Ионаса Тырчи, - рассказывает Маргарита.
- Мою дочь всегда ставили в пример, - вспоминает Елена Степановна, врач-иммунолог, доктор медицинских наук. - Когда другие мамы приводили своих детей, им показывали Маргариту: вот так она поднимает ножки, а так садится на шпагат. Впоследствии директор школы Николай Мефодьевич Гук признался мне, что демонстрацией природных данных Маргариты "отпугнул" многих мам. Уходя, они задавались вопросом: сможет ли их ребенок когда-нибудь делать так же, да и нужно ли это?
Педагоги советовали отдать перспективную девочку в Московское хореографическое училище. Елена Степановна предпочла училище в Кишиневе.
- наш класс был одним из самых сильных за всю историю училища, - вспоминает Маргарита. - из 11 девочек 6 стали ведущими балеринами, некоторые сейчас работают в Европе. В восемь утра у нас начинался балетный класс, затем следовали общеобразовательные дисциплины. Домой я приходила к 10-11 вечера.
В 14 лет Маргарита съездила на международный конкурс в Констанцию (Румыния), где одержала сразу две победы: Гран-при в номинации "классический танец" и первое место в номинации "Современный танец". девушку заметила Антонина Георгиевна Лучинская, жена экс-президента Молдавии Петра Лучинского. Шесть лет Маргарита была стипендиаткой ее фонда. Лучинская поддерживала своих подопечных не только материально, но и принимала личное участие в их судьбе. Именно она настояла на том, чтобы Маргарита, которой тогда было всего 16, станцевала главную партию в "Коппелии" - спектакле Кишиневского театра оперы и балета. Через три года Маргарита уже танцевала Одетту-Одиллию в "Лебедином озере".
- Говорят: "Сначала протанцуй пять лет в кордебалете, потом пойдешь на сольные партии". Со мной такого не было, - признается она. - Наоборот, получалось так, что я портила кордебалет. Меня начинали просить: "Рита, не поднимай так высоко ногу! Не прыгай так высоко!"
Может показаться, что путь молодой балерины был усеян одними лепестками роз, но не все было так просто. Антонина Лучинская преподнесла своей подопечной новый сюрприз: стажировка в Большом театре. И Маргарита поехала в Москву. Ей предоставили комнату при посольстве Молдавии, в пяти минутах ходьбы от главного театра страны. Девушка попала к педагогу-репетитору Римме Карельской. Но тут Маргариту ждало разочарование. Римма Карельская заболела, и ее подопечная находилась как бы "в режиме ожидания".
- Атмосфера Большого театра, занятия в одном классе с Марисом Лиепой и Цискаридзе - все это прекрасно, - вспоминает Елена Степановна. - Но танцовщице нужна постоянная практика, три-четыре часа классического танца каждый день. А этого у Риты в Москве не было. И я приняла непростое решение: забрать ее из Большого до окончания стажировки.
В Кишиневе Маргарита танцевала не только классический, но и современный танец. В то время там работал Раду Поклитару, один из самых известных и перспективных хореографов в России и Европе.
Маргарита умудрилась станцевать три разных Кармен - и классическую Альберто Алонсо (ту самую, что исполняла Майя Плисецкая), и современную Раду Поклитару, и Талмашану, другого национального хореографа.
- Я начала свою карьеру ярко, но затем мой творческий рост прекратился на три года, - признается Камыш. - Не могла танцевать ведущие партии из-за того, что в кишиневском театре была сложность с партнерами. Мой рост - 172, они были ниже. Поэтому когда меня пригласили работать в Одессу, я уехала из Кишинева.
Проблема с партнерами исчезла: теперь они специально приглашались для Маргариты. Одесский театр организовывал гастроли совместно с киевским, благодаря чему балет регулярно выезжал за границу. Заканчивалась реставрация главного здания театра оперы и балета, артисты видели, какое шикарное оно внутри, и с нетерпением ожидали открытия. Но в 2005 году Маргарита Камыш покидает "жемчужину у моря" и переезжает в Челябинск.
- Я ждала от вас этого вопроса, - улыбнулась она на мое "почему". - Летом 2005 года театр поехал на гастроли в Грецию. У нас обычно едут две пары. Но в Одессе нашелся только один ведущий солист, нужно было кого-то приглашать. Несколько лет назад одесситы вместе с челябинцами ездили на гастроли в Америку, где познакомились с Андреем Субботиным. Его пригласили поехать в Грецию. Мы станцевали с ним "Спящую красавицу" и "Лебединое озеро". Возникло большое чувство, я оставила Одессу и переехала в Челябинск.
- Сложно ли вам далось это решение?
- Сердце мне так подсказало, и Андрюшка заявил: "Я приезжаю за тобой, забираю тебя". Не было разговоров, надо это или не надо. Все произошло как-то само собой.
- Тяжело было смириться с тем, что моя девочка уедет так далеко, - признается Елена Степановна. - Ведь я была на всех ее спектаклях в Кишиневе и в Одессу приезжала на премьеры. Полностью жила ее жизнью. Сейчас вижу Риту только на видеокассете. Но мы чувствуем друг друга и на расстоянии. Когда ей не нравится, как она станцевала, Маргарита звонит и говорит: "Мама, я облажалась!", а если нравится - "станцевала неплохо".
- Кто-то говорит: "Тебе настолько все легко дается!" Я не могу про себя такое сказать, - признается Маргарита. - Конечно, мне Богом дано многое: ноги поднимаются "выше крыши" и прыгать могу высоко. Но с этими большими данными бывает трудно справляться. Иногда даже хочется, чтобы их было намного меньше.
- Какими были ваши первые впечатления от Челябинска?
- Я приехала сюда в январе. Сначала город мне безумно не понравился, показался ужасно серым, особенно после Одессы. Но летом все расцвело, и город стал выглядеть иначе. Сейчас он мне стал даже в чем-то родным. Не очень удобным здесь оказался график работы. Первая репетиция начинается в 11.00, вторая в 17.00. Часто бывает, что не хочется переодеваться и идти домой на время перерыва, и мы проводим его в театре. Вечером приходишь, что-нибудь приготовишь, поделаешь какие-то мелочи по дому - вот и день закончился.
- А готовить вы любите?
- Очень люблю и вкусно готовлю. Наши знакомые говорят: "Да, Андрей, тебе будет сложно! Когда ты бросишь балет, будешь очень большим человеком!"
- Можете приготовить молдавские национальные блюда?
- Не все можно здесь осуществить, поскольку нет нужных продуктов. Например, у нас есть национальное молдавское блюдо - мамалыга. Варится кашеобразная смесь, потом она твердеет и ниточкой режется. Туда добавляется множество ингредиентов - жареная рыба, подливка из чеснока. Особенно я ощущаю отсутствие молдавских фруктов. Да и вина здесь, конечно, не такие. Этим летом мы ездили сначала к моей маме в Молдавию, потом к родителям Андрея в Воронеж. Привезли настоящие молдавские вина и коньяки, все наши знакомые были в восторге.
- Кто вы по знаку зодиака?
- Я Овен - первый знак в гороскопе. Соответствие стопроцентное, особенно что касается упорства в достижении цели. В жизни я могу чуть-чуть покапризничать, но быстро уступаю. А в работе стараюсь добиваться всего, чего хочу.
Молдавский бульон "Зама" от Маргариты Камыш
В куриный бульон добавляется домашняя или яичная лапша. В процессе варки в кастрюлю нужно добавить стакан бочкового помидорного рассола.
у бульона появится оригинальный кисловатый вкус. Перед подачей на стол обильно заправить сельдереем.
Галина Борейко, педагог-репетитор Маргариты Камыш:
- Почти 25 лет я работаю как педагог-репетитор и нечасто встречаю человека, который так понимает и думает о том, что он делает. Обычно мы как бы натаскиваем, "создаем" танцовщицу, при этом делая ее похожей на себя. А Маргарита хочет отличаться от других, иметь свою индивидуальность. Сегодня, когда многие танцовщицы стали похожими одна на другую, это особенно ценно. У нее большой шаг, огромный, почти мужской прыжок, бесконечные вращения. Но одних данных недостаточно. Бывает, балерина может у станка высоко поднять ногу, а сделать это на сцене не получается. Маргарита своими данными прекрасно владеет. Одно время она была совсем без педагога, разучивала партии по видеокассетам. Без глаза со стороны теряются точность, чистота в движениях. Но она человек очень хваткий, ей достаточно сказать один раз. Я считаю, что в нашем балете появилась еще одна интересная танцевальная личность.