17-12-04
Рекламное фото - это нечто броское, яркое и большое. Чтобы заставить купить некий предмет, реклама просто обязана схватить человека за грудки, подавить, изменить его волю, а потом уже ваять из него очередного покупателя. Фотограф Сергей Жатков, много лет посвятивший рекламной фотографии, проделал интересный эксперимент. Он уменьшил плакатный формат своих работ, доведя их практически до миниатюр. Лишившись агрессии, рекламное фото вдруг стало совсем иным - изящным, покладистым и, как ни удивительно, более выразительным:
25 таких фотографий примерно одного формата Сергей Жатков вывесил в эти дни в галерее "Каменный пояс". Называется выставка символически - "Сезам". Это четвертая "акция-экспозиция" из задуманных фотохудожником шести: совокупно Жатков хочет показать природу и возможности современной фотографии. Здесь он продолжает начатое в предыдущей, очень короткой выставке "Догадка Малевича". Но если там изображения женского тела теряли изначальную эротичность посредством большого формата, то здесь все происходит почти наоборот.
Идея ясна: Жаткову не интересно просто печатать отражения жизни. С помощью камеры и собственного изощренного взгляда фотохудожник выкликает то новое, что, по его мнению, еще скрывает природа фотографического изображения. Фотографу нравится чувствовать себя алхимиком, порождающим новое вещество.
Для четвертой серии экспериментов методика создания рекламной фотографии выбрана удачно. Реклама априори стремится показать вещь не совсем такой, какая она есть в жизни, а, условно говоря, несколько приукрасить предмет. Жатков просто длит эту инерцию своей волей. В итоге, утюг становится похожим на кафкианское насекомое, обычные гвозди, лишившись бытовой дистанции, оживают мягкой стальной прохладой, древесные бруски превращаются в абстрактную композицию, а ракушка, снятая в технике макросъемки, является нам каменной мощью расходящихся лучей, будто суровый символ доисторического культа. Фотограф упивается этой голимой предметностью и преподносит ее нам почти на уровне тактильных ощущений, как изысканное угощение.
Но, будто помня, что хорошего должно быть понемногу, Жатков вовремя пресекает флюиды вещественности, заключая их в преждевременные рамки. Чтобы понять, в эти миниатюры нужно вглядеться - собственно, именно с этого начинается сама работа фотохудожника. Таким образом, Сергей Жатков щедро делится своим ноу-хау со зрителем. Его прилежным ученикам рекламная бесцеремонность теперь не страшна. Пройдя краткий ликбез рекламного фокусника, обычный зритель может сам себе устраивать подобные аттракционы, на фоне которых огромные уличные плакаты, украшающие товар, смотрятся весьма наивно:
Айвар ВАЛЕЕВ