18-01-02


Как ожили чиж и еж

Детские герои Даниила Хармса поселились на страницах журнала Натальи Скороход

Лидия САДЧИКОВА

Санкт-Петербург-Челябинск

"Выйти" на Наташу Скороход было несложно. Она в Питере человек небезызвестный - драматург, журналист, редактор детского журнала "Чиж и Еж". И челябинским театралам знакома. Ведь внимательные зрители знают не только актеров, но и тех людей, трудом которых осуществляется постановка спектакля. А Наталья - соавтор нескольких челябинских спектаклей, активно участвовала в их создании. Именно для Челябинского ТЮЗа она написала драматическую версию "Волшебной флейты", здесь же поставили ее пьесы "Фея Теккерея", "Собор Парижской богоматери". В "Манекене" по ее пьесе "Колобок, колобок" шел спектакль "Я тебя съем".

- Такое ощущение, что в вашем городе я бывала довольно часто и жила там подолгу, - не без удовольствия рассказала мне Наташа, когда я пришла к ней в редакцию журнала. - Архитектурных достоинств я у вас, честно говоря, не заметила. Хотя один из актеров ТЮЗа Алексей Шибков, увы, уже ушедший, выпустил серию открыток с видами Челябинска. И я поняла: каков бы ни был архитектурный облик родного города, патриотичный человек находит выразительные и прекрасные места. И все же главное достижение, конечно, люди. Осталось впечатление, что у вас с творчеством все о'кэй. Вспоминаю прелестную труппу ТЮЗа, директора Розу Захаровну Орлову, режиссера Женю Ланцова. А "Манекен"! Настолько умело и профессионально работают в этом театре! Такой дух студийности! Я пять вечеров подряд смотрела их спектакли, и мне это не наскучило.

- Автор необязательно должен присутствовать при создании спектакля.

- Необязательно. Но есть взаимный интерес. Я включаюсь в работу, смотрю на постановку как бы со стороны. Это органичный процесс, поскольку у меня режиссерское образование. А если это не пьеса, а инсценировка, то тем более нужна помощь автора. Реализация не всегда совпадает с замыслом, нужно культурно что-то подправить, сделать замысел более доступным, в том числе и драматургическими средствами.

- Ну и как, вы были довольны воплощением?

- Довольным никогда не бываешь. Всякий плохой замысел все равно лучше самого хорошего воплощения. Но в пределах соотношения мечты и действительности - да, это было достойно. Сначала испытываешь нечеловеческую гордость из-за того, что целый коллектив несколько месяцев работал над тем, что ты создал на бумаге, потом к этому привыкаешь. Но сейчас я больше всего думаю даже не о создателях, а о зрителе. Все время проверяю "чужим и недоброжелательным" взглядом: насколько это будет понятно, адекватно, неутомительно. Жизнь меня чаще всего сводила с художниками немассового искусства. А хочется работать с михалковыми и рязановыми, но: Получается, что творишь для узкого круга. Мне наскучило самовыражаться. Хочется выйти к широкому кругу зрителей, сейчас на это и направлены мои усилия.

- У вас и тематика "узкая": детско-юношеская. Почему?

- Вообще-то у меня есть и взрослые пьесы. Это только с Челябинском сложились "детские отношения". Впрочем, в вашей драме лежит моя пьеса "Бдым" о "новых русских", вполне "взрослая", хочется, чтобы ее поставили. Она идет до сих пор в Омском театре драмы, в городе Нягани Тюменской области. А приоритет детской тематики связан с наличием у меня еще одной профессии: занимаюсь международными связями в области искусства для детей, я член совета директоров одной из европейских ассоциаций организаций культуры и искусства для детей. Получалось, что в этой области проистекает большая часть жизни. Вот в последние годы я главный редактор детского журнала "Чиж и Еж".

- Это что же, возрожденный журнал, некогда существовавший в довоенном Ленинграде?

- Журналов было два: "Чиж" и "Еж". Два отдельных издания. "Чиж" в 1928 году был основан группой товарищей, известных литераторов, которых знает теперь весь мир, а второй возник году в 30-м. "Чиж" просуществовал до 1941 года, потом по известным причинам был закрыт. А "Еж" дожил только до 1935 года. Через год он открылся уже под другим названием - "Костер". Этот журнал существует и по сей день, нынче широко отмечал свое 65-летие. Наш "Чиж и Еж" образовался в 1998 году на базе бывшего ленинградского Детгиза. Он к тому времени развалился, как и подобные ему государственные издательства. И вот мы с моей коллегой Аллой Лысовой решили этот журнал воссоздать, возродив под одной обложкой и "Чижа", и "Ежа". Он для младших школьников. Выходим четыре раза в год, чаще пока не получается. Мы издание некоммерческое, пытаемся жить, соблюдая традиции своих предшественников, и не:

- Продаваться?

- Не сдаваться! В противном случае у нас не будет стимула этим заниматься. Полтора года наш коллектив жил вообще без зарплаты, мы с трудом отыскивали деньги на печать, на издание. Подписки не существовало, потому что никто нас не знал, мы дарили журнал и до сих пор дарим. В общем, держимся на энтузиазме. Правда, теперь о нас уже знают не только в городе, но и стране, стали поддерживать. Надеюсь, федеральные структуры нам сейчас начнут помогать.

- Содержание журнала вы тоже сохранили в духе прежних традиций?

- Мы на них стояли, желая возродить интерес не только к чтению, а к чтению именно шедевров петербургской литературы. Потому что с прежними журналами сотрудничали Маршак, Бианки, Берггольц, Хармс, Алейников, Маяковский, Чуковский, а уж о художниках и говорить не приходится: начиная от Лебедева и заканчивая Иваном Ивановичем Харкевичем, который, кстати, до сих пор с нами сотрудничает. В 1935 году он пришел работать в "Чиж" 25-летним юношей, а сейчас - старейший художник Петербурга. "Чиж" и "Еж" были журналами шедевров. Мы пока этим похвастаться не можем, но в рубрике "Классики "Чижа и Ежа" стараемся неизвестные шедевры или интерпретацию известных шедевров представить обязательно. Кроме того, мы сохранили героев прежних журналов.

Коллективы редакций жили очень весело, их анекдотичные выходки разошлись не только по книжкам, но и по легендам. Как шутили друг с другом Введенский и Хармс, Хармс и Владимиров! Они придумали Макара Свирепого, например. Хармс воплощал аж семь персонажей: писателя Колпакова, Ивана Топорышкина, Карла Иваныча Шустерлинга и так далее. Да и имя Хармс - одна из масок писателя. Мы попытались вернуть, привязать к нашему времени. Они живут на страницах журнала, в радиопередаче "Город Детства с "Чижом и Ежом". Мы пытаемся выводить их на сцену, когда встречаемся с читателями, воплощая эти образы. Наш дизайнер и ответственный секретарь Ксюша - по совместительству Умная Маша. Этот персонаж сочинен еще Хармсом и Ниной Гернет: Маша, которая знает все на свете и из всех ситуаций выкручивается. Я - Чиж. Алла Лысова, моя коллега, которая исполняет обязанности директора издательства, - Еж. Это уже нами созданные герои. А в те годы аббревиатура "Чиж" означала "чрезвычайно интересный журнал", а "Еж" - "ежемесячный журнал". Наши нынешние художники развлекаются, как могут, над этими персонажами. И дети-читатели тоже. На одной из журнальных страниц помещаем образы Чижа и Ежа в представлении детей. Одна девочка написала: "Чижик стихи сочиняет, Ежик ставит в них точки, по этим строчкам гуляет Умная Маша в платочке". В общем, эти образы будят детскую фантазию. Они удачно спланированы, ассоциируются с небом и землей, стремлением ввысь и привязанностью, невозможностью оторваться от земли. С нами сотрудничает замечательный писатель Алексей Шевченко, мы печатаем его повесть "Дом 22, квартира 16" из номера в номер. Так вот, он принес нам стихотворение о том, как Чиж помог Ежу взлететь. Все редакторские диалоги от имени Чижа и Ежа, Пети и Маши пишу я.

Авторов сначала было очень мало, а художников много. Но теперь редакционные папки забиты. Правда, гениев пока не нашлось. Они сейчас для детской литературы, к сожалению, не работают. В сталинские годы все крупные писатели были вытеснены в детскую литературу, это был единственный способ заработать деньги. Собственно, не бывает гениальных детских писателей, есть гениальные личности. Ведь ни Маршака, ни Шварца, ни Зощенко, ни Хармса, ни Заболоцкого не назовешь детскими писателями, они были просто писатели. Но гениально творили для детской литературы. Сейчас: Очевидно, нет потребности. Ну что мы можем платить авторам? Копейки. Нынче литературу вытеснили покемоны, на них кое-кто зарабатывает деньги. Но нормальные, уважающие себя писатели этим не занимаются. Нам недавно позвонили разработчики настольных игр и предложили устроить совместный конкурс на основе их нового проекта "Покемон". "С удовольствием будем сотрудничать с вами, - ответили мы, - но разработайте игру "Макар Свирепый"!" В общем, мы держимся за наши культурные традиции, и никаких покемонов! Хотя вынуждены отказаться от финансовой подпитки. Поэтому "гении" к нам пока не идут. Но наша редакция согрета талантом людей, делающих журнал. А еще у нас есть "крючок", на который цепляем читателей, - детское творчество. В каждом номере печатаем вопросы, загадки, кроссворды, призывы писать, рисовать с условием, что обязательно опубликуем. На эту приманку дети "ловятся". Не столь массово, как на покемонов, но все же. На встречах с юными читателями убеждаемся, что многие желают творить и свои произведения обнародовать.

В минувшем году мы осуществили грандиозный, с моей точки зрения, проект: провели в Манеже, центральном выставочном зале Петербурга, "Город детства". Принцип этой выставки прост: ребенок проходит бесплатно (для родителей билет платный), получает кисточку, бумагу, краски, рисует все, что захочет, и рисунок тут же вешается в Манеже. А завтра юный автор приведет всю свою семью показывать свой "шедевр". Интересно, азартно! Жажда самовыражения едва ли не сильнее индустрии развлечений. В 2002 году эту акцию мы посвятим 300-летию Петербурга, устроим выставку на открытом пространстве. Дети будут расписывать объекты из картона, символизирующие Петербург. А в 2003-м хотим сделать выставку передвижной. Если в Челябинске выставочный зал готов принять нас, мы и к вам приедем. Привезем "Петербург" - пластиковый конструктор, соберем его дизайнерски и обклеим, чтобы челябинские дети могли эти конструкции раскрасить.

- Наташа, а драматургию не забросили?

- Нет! Театр Российской армии сейчас ставит мою пьесу, ее рабочее название "Мир и война Володи Козельцева", это инсценировка "Севастопольских рассказов". Два года назад началась моя кинокарьера: на "Ленфильме" был выпущен фильм "Темная ночь" по моему сценарию. Он показывался на фестивалях "Кинотавр" и в Роттердаме. А сейчас по моему сценарию на питерской студии "СТВ" снимается фильм "Коснись меня, молния", режиссер - Евгений Фит.

- Творческое поле, на котором вы "пашете", такое огромное!

- Пожалуй, даже слишком. А знаете, у меня почти во всех моих сценариях присутствуют дети. В "Темной ночи" рассказывается об отношениях маленькой девочки с маргиналом. Одна из героинь фильма "Коснись меня, молния" - тоже маленькая девочка, ее играет внучка известного актера Кирилла Лаврова. В общем, все в моей работе сводится к детям. Мой "город детства":

P.S. По просьбе Натальи я передаю комплект "Чижа и Ежа" в областную детско-юношескую библиотеку, с питерским журналом могут познакомиться юные челябинцы. Идею проведения у нас в городе передвижной выставки из Петербурга поддержал начальник областного управления культуры В. Макаров. n