18-02-06
Какую колбасу вы покупаете в магазине?
Я, зайдя в колбасный отдел, начинаю метаться вдоль витрины, не зная, на чем остановить свой выбор. Как раз в том-то и заковыка, что выбор - огромный. Вареные, полукопченые, сырокопченые колбасы, колбаски, сосиски и сардельки. Ветчина, буженина, балык, грудинка, корейка, шпиг. А фирмы - "Ариант", "Синклос", "Ромкор", "Вюрст", "Малахит", "Российские колбасы"... Говорят, у нас в области 100 предприятий производят 400 наименований колбасных изделий и деликатесов. А цены? Где-то от 100 до 2000 рублей за килограмм колбасы и до 2600 рублей за испанский окорок. И все на вид привлекательно и даже аппетитно. Что выбрать?
Стыдно метаться под выжидательным взглядом продавщицы, и я тычу пальцем наугад, покупаю. А дома обнаруживаю, что колбаса "так себе"...
Почти 20 лет назад, уже в разгар перестройки, я неделю ездил на Челябинский мясокомбинат, чтобы выяснить, почему колбасы мало, а та, что есть, по талонам, не имеет вкуса. А выяснять было нечего: мясокомбинат на глазах у всех разрушался. Не знал я тогда, что он доживает последние сроки и морально рухнет еще раньше, чем физиче-ски.
Теперь специалисты говорят, что Челябинск, оставшись без государственного мясокомбината, дал волю частным производителям колбас и деликатесов, которые и заполонили рынок. И будто бы Челябинск от этого выиграл - в отличие от соседних городов и даже Москвы, где мясокомбинаты выжили, и потому производителей колбас не больше, чем пальцев на одной руке.
Как бы то ни было, колбас у нас - завались. Проблема - не произвести, проблема - продать. Если колбаса получше, то подороже. У большинства покупателей денег мало, они покупают ту, что подешевле. А подешевле колбаса у тех мелких производителей подвальных цехов, которые - лишь бы урвать - подмешивают в фарш и сою, и крахмал, и рис, и перемолотые кости с перемятыми жилами. Крупные фирмы на таких конкурентов, естественно, держат зуб. Они настроены оставаться на рынке долго и потому берегут честь своей марки. Однако и им недолго соскользнуть в соблазн подкрахмалить свою продукцию.
Все беды России - в бедности. Доходы не позволяют людям (в массе) покупать настоящую колбасу, которая хочешь не хочешь должна быть в полтора, два и более раз дороже мяса.
Вообще-то добиться высокого качества колбасы - даже при всем желании - задача, требующая огромных усилий. Добиться трудно, еще труднее - удержать высоту. Вкусная колбаса не бывает без вкусного мяса. Между тем это никакая не редкость - мясо, которое не имеет ни вкуса, ни запаха. Кроме того, в процессе производства фарш перемалывается, перемешивается и передавливается так, что набирает высокую температуру. Потом фарш должен "созреть" - процесс весьма тонкий. И еще один процесс: как, уже в термокамерах, колбаса сварится и прокоптится. Получается так: вкусная колбаса - едва ли не случайная удача.
Как же ее найти в магазине?
Уже ясно: никакой контроль нам не помощник - кто уследит за ста поставщиками колбас? Значит, остается положиться на самого себя. Повышать свою колбасную грамотность. То есть изучать фирмы, которые норовят нас накормить. Покупать не вслепую, а у "своего", уже проверенного колбасника. К сожалению, и он однажды может разочаровать. Тогда что ж, надо искать ему замену...
Искусству продаж надо противопоставить искусство покупок.
Михаил ФОНОТОВ