18-03-98


Утренний звонок

Встречи с Михаилом Львовым

Звонок междугородки раздавался часов в шесть утра.

- Вы еще спите? - возмущался знакомый глуховатый голос в Москве или в Переделкино. - Я уже два часа за работой.

- Так ведь рано еще, Михаил Давыдович!

- Все равно, пора уже к столу. Ваше за вас никто не напишет.

Именно в эти годы, годы подведения итогов, вышла у Львова книжка стихов "Круглые сутки":

Как мало сроков нам дано.

Лет в шестьдесят весь уложись.

Я перешел уже давно

На круглосуточную жизнь.

Когда становилось грустно, рука его невольно тянулась к телефону: позвонить друзьям...

* * *

В первые послевоенные годы встречи с местными поэтами устраивались в Челябинске в бывшем здании музыкального училища. Это был двухэтажный дом старой кладки, с большими окнами. Стоял он на горке, наискосок от нынешнего Гипромеза. Здесь я впервые увидел недавно вернувшегося из армии Михаила Львова и его друга поэта Тихона Тюричева - братьев Диоскуров, как называли их за неразлучность.

Жил Львов в гостинице "Южный Урал", в однокомнатном номере. По ночам писал стихи, днем отсыпался, гулял, принимал друзей. Когда я по молодости лет решил, что мне непременно нужно учиться в Литературном институте, Львов снабдил меня рекомендательными письмами к поэтам Антокольскому и Симонову. Письмо к Антокольскому начиналось словами: "Дорогой Павел Григорьевич!" Второе письмо - просто: "Дорогой Симонов!" Антокольский был другом и наставником поколения фронтовых поэтов, а Симонов для Львова - товарищем по Литинституту.

В 46-м или в 47-м году в журнале "Знамя", в статье о судьбах поколения военных поэтов, Антокольский приводил стихи Львова, в дальнейшем как будто нигде не печатавшиеся (цитирую по памяти):

...Но в чьем же веденье поэт,

И в чем он волен, в чем неволен,

Кому он в жизни подконтролен?

И перед кем он на колени

Упал бы, сам себя поправ?

Он подотчетен поколенью

И правде века - правде правд.

И он не может быть в обиде

На век, на жизнь, и потому

Уже в мозгу в печатном виде

Стихи являются ему.

...А станем говорить цветисто,

Век-реалист поправит нас.

Сто миллионов реалистов

Придут на выручку тотчас...

Передать рекомендательные письма мне не удалось: ни Антокольского, ни Симонова тогда в Москве не оказалось. И в Литинститут я, слава Богу, не поступил.

* * *

Во всех библиографических справочниках после книжки Львова "Мои товарищи" (М., 1945 г., "Советский писатель") значится книжка "Стихи" (Челябгиз, 1947 г.).

Однако ошибаются все справочники. Между московской книжкой 45-го и челябинским сборником 47-го у Львова вышла в 1946 году здесь же, в Челябинске, еще одна книжка. Мы могли бы и не узнать о ней вообще, если бы в газете "Челябинский рабочий" в октябре 1946 года не была напечатана разгромная рецензия "О беззастенчивом поэте и либеральной критике", где подробно описан даже ее внешний вид: толщина, цвет обложки и т.д. И в конце, как смертный приговор, фраза: конечно, подобная книга до читателя не дойдет.

И книжка исчезла. Произошло это вскоре после постановления ЦК КПСС о журналах "Звезда" и "Ленинград", когда в каждом городе искали местных кандидатов на роль Зощенко и Ахматовой.

Поэт Александр Куницын вспоминает, со слов самого Львова, что в эти дни Михаилу Давыдовичу позвонил неизвестный доброжелатель: "Немедленно уезжайте!" И он уехал из Челябинска на десять лет. И вернулся лишь тогда, когда было уже другое время.

* * *

- Стойте здесь и никуда не уходите. Сейчас буду знакомить вас с литературной Москвой. Личные контакты - самое главное! - наставляет меня Львов и выводит на середину фойе Центрального Дома литераторов. - И не вздумайте удрать.

Стою. Первым Львов ведет ко мне небольшого старичка с интеллигентской бородкой.

- Александр Казанцев, - представился старичок.

Ого! Автор любимых в детстве фантастических романов.

Следующий - молодой высокий парень с застенчивой улыбкой.

- Самый нежный поэт в Москве. Заведующий отделом поэзии в журнале "Юность" Натан Злотников, - представляет его Львов.

Затем он знакомит меня с поэтом Борисом Слуцким и еще несколькими писателями. Но вот Львов подводит ко мне полного горбоносого кавказца.

- Расул! - представляется тот, и мы обмениваемся рукопожатием и какими-то любезными фразами.

- Пожалуй, на сегодня хватит! - прошу я Львова. - Дайте передохнуть.

* * *

Маленькая столовая в редакции "Нового мира" памятна многим челябинским литераторам. Каждого гостя Львов первым делом ведет сюда.

- Обедайте, потом снова ко мне.

Хочешь после обеда расплатиться - выясняется: уже уплачено.

Эти львовские обеды были своего рода традицией. Кое-кому из ребят, зная их безденежье, Львов предлагал:

- Приходите обедать каждый день. Разбогатеете - будете угощать меня в "Метрополе".

* * *

- Хотите позвонить в Челябинск?

В комнате, куда привел меня Львов, стоит большой старомодный письменный стол. "Ножкой" к нему - другой, длинный стол. Полтора десятка стульев.

- Чей это кабинет? - спрашиваю я у Михаила Давыдовича.

- Раньше здесь сидел Твардовский.

Какая-то сила, как пружиной, поднимает меня со стула. Так это здесь, в этой ничем не примечательной комнате, обсуждалась когда-то рукопись "Одного дня Ивана Денисовича"! И когда кто-то из членов редколлегии "Нового мира" попенял автору, что, дескать, герой у него - "маленький" человек, Твардовский негромко спросил:

- А что, капитан Тушин у Толстого - тоже маленький человек?

- Нет, - говорю я Львову, - отсюда я звонить не буду. Не могу.

Он понимающе улыбается и ведет меня в другую комнату.

* * *

Узнав, что Львов купил для жены машину, спрашиваю:

- Ну, уж теперь-то не придется в Переделкино на электричке добираться?

- Упаси боже! Чтобы я доверил свою жизнь этой нервной москвичке? Ни за что! Только на электричке.

* * *

Даже во время короткой поездки в такси Львов успевает рассказать массу интересного.

- Михаил Давыдович, да это же для книжки! Это нужно записывать!

- Времени нет, - следует философский ответ.

У Львова есть стихотворение с такими строчками:

Выкроить время,

Хотя б для бесед.

Собеседницы есть.

Времени нет.

* * *

Как рассказчик Львов был неистощим. Вот три миниатюры, которые я запомнил почти дословно.

- Один мой знакомый привез на дачу в Переделкино свою приятельницу. Неожиданно его срочно вызвали в Москву.

- Вечером вернусь, - сказал он ей. - Вот холодильник с продуктами. Вот шкаф с книгами. Вот телевизор. Ты можешь делать все, что хочешь, кроме одного. Если зазвонит телефон, не бери трубку.

- Почему? - удивилась она.

- Тебе сюда звонить не станут.

Он уехал. Вскоре зазвонил телефон, и она, о, это извечное женское любопытство, сняла трубку и нежно пропела:

- Ал-л-о-о!

Хозяину дачи долго потом пришлось доказывать жене, что она просто ошиблась номером.

* * *

- В 1946 году, после одного из выступлений в клубе писателей, где я не имел успеха, ко мне подошла поэтесса Ксения Некрасова и сказала:

- Миша, у тебя очень умные стихи, тебя здесь не поймут. Тебе надо выступать в Доме ученых.

***

- Однажды утром раздался телефонный звонок.

Я кричу: "Здравствуй, как ты живешь?"

Жена спрашивает: "С кем ты говорил?"

- С Пушкиным.

- Как! Ты с Пушкиным на "ты"?

Это был Григорий Григорьевич Пушкин, правнук великого поэта. Мой друг.

* * *

Михаилу Давыдовичу очень нравилось одно письмо Маркса на литературные темы. Нравилось до такой степени, что он рассылал его своим друзьям. Получил и я экземпляр этого письма. Думаю, что оно не будет лишним в этих заметках и что меня никто не заподозрит в пропаганде марксизма. А нынешние издатели прочтут его не без пользы для себя и для своих авторов.

Маркс-Иосифу Вейдемейеру в Нью-Йорк, Лондон, 16 янв. 1852 г.

"...Прилагаю к этому письму стихотворение и частное письмо Фрейлиграта. Прошу тебя о следующем:

1. Позаботься, чтобы стихотворение напечатали как следует: между отдельными строфами должны быть надлежащие промежутки, и, вообще, не экономь места. Стихи очень проигрывают, если они печатаются с небольшими промежутками и нагромождаются друг на друга.

2. Напиши Фрейлиграту дружеское письмо. Не скупись на комплименты, так как все поэты, даже лучшие, в большей или меньшей степени избалованы - их нужно приласкать, чтобы заставить петь... Поэт - каков бы он ни был как человек - нуждается в похвалах и поклонении. Я думаю, что такова уж их природа..."

* * *

С приездом Львова литературная жизнь Челябинска начинала нестись со скоростью экспресса. Каждый день и час расписаны: выступления, встречи... Да и незапланированных визитеров было без счета. Но один день всегда оставлялся для семьи брата, а полдня - особенно в последние годы, для... обкома КПСС.

Времена были уже другие, да и Львов - заместитель главного редактора "Нового мира" - был уже не тот молодой поэт-фронтовик, которого когда-то можно было высокомерно обругать в печатном органе обкома. К тому же "сильные мира сего" не меньше простых смертных любили узнавать столичные окололитературные новости из "первых рук".

* * *

На следующий день после вручения Львову литературной премии ЧТЗ позвонил секретарь парткома Б.

- Мы с Николаем Родионовичем (генеральным директором ЧТЗ - Е.Х.) решили пообедать с Михаилом Давыдовичем в ресторане "Охотничий" на северо-западе. Втроем! Пойми меня правильно.

Через полчаса Б. позвонил снова.

- Обедать будем вчетвером. Ты тоже едешь. Пойми меня правильно.

Все ясно: вмешался Львов, расставил все по местам.

Обед прошел в теплой дружеской обстановке.

* * *

В гостиницу к Львову пришел местный поэт П. и с порога начал гневно обличать местного поэта Г.

- Г. - мой старый товарищ! - резко обрывает его Львов. - Не желаю слушать о нем никаких гадостей.

П. исчезает.

* * *

- Как жизнь, Михаил Давыдович?

- В суете.

- Что-нибудь пишете?

- Так, графоманю понемножку.

Вот концовка одного из стихотворений:

Словно

секундная

стрелка,

Дергаюсь

целый день.

* * *

За несколько лет до литературной премии ЧТЗ Львову в Челябинске вручали другую награду - премию "Орленок".

Переполненный зал театра тракторостроителей. Приветствия, цветы... И Львов у микрофона - помолодевший лет на двадцать. Александр Соколов, его товарищ по Уральскому добровольческому танковому корпусу, снимает праздник на кинопленку. Потом эти кадры войдут в фильмы "Поэт с Тракторного" и "От имени живых". В фойе - бесконечная очередь за автографами.

После вечера - товарищеский ужин в комнате отдыха на втором этаже. За большим столом мест не хватило, и рядом пришлось накрыть "детский стол". За ним скромно сидели молодой Костя Скворцов и совсем юная Инночка Лимонова (ее стихи Львов потом напечатает в "Новом мире").

Рядом с Михаилом Давыдовичем - Татьяничева. Сменяя друг друга, они вспоминают времена своей юности - в Челябинске, Магнитогорске. Львов открывает тайну: оказывается, в молодые годы он был влюблен в Татьяничеву.

- Что же вы не признались? - огорченно спрашивает Людмила Константиновна.

- Я боялся.

Эти слова вызывают более чем веселое оживление. Всем хорошо известно, что в подобных ситуациях Михаил Давыдович всегда был на высоте.

* * *

О своем сыновнем отношении к Челябинску и ЧТЗ Львов рассказал и в стихах, и в воспоминаниях, и в замечательной песне "Урал суровый, а на сердце нежность".

В письме, полученном от него из Карловых Вар, есть такая фраза: "Главный инициатор песни - вы". Я действительно был первым, кто начал с ним разговор о песне к юбилею ЧТЗ, и потом полтора года "допекал" его напоминаниями в каждом телефонном разговоре.

"Думаю..." Кое-что в блокноте уже есть..."

Наконец, он позвонил и сказал:

- Бумага и карандаш у вас под рукой? Тогда записывайте.

И продиктовал всю песню, вернее, ее первый вариант. Припев "Хлеб твой и твой металл помню благодарно" появился позднее, во время работы Пахмутовой над музыкой песни.

* * *

Не раз мы обсуждали с Михаилом Давыдовичем один "тайный" план: как бы приехать ему в Челябинск на целый месяц и поселиться не в гостинице, а пожить где-нибудь за городом, в тишине, на природе. Отключиться от столичной литературной "тусовки" - и писать, писать...

Обсуждали разные варианты такого "отшельничества", в том числе и вариант с профилакторием ЧТЗ. Для Львова здесь, конечно же, всегда нашлась бы комната, а доверенные лица держали бы его местопребывание в тайне от челябинской литературной братии.

Но дальше "договора о намерениях" эта мечта так и не продвинулась.

* * *

Одно из последних в трехтомнике Михаила Львова - стихотворение "Когда ты поешь по утрам". Оно посвящено Анжеле. Жене поэта.

Долгое время Анжела Андреевна была для меня настоящей легендой. Я слышал, что Михаил Давыдович женился, что жена его молода, что она - одна их первых московских красавиц. Помню, в 1966 году, когда я был гостем Львова в ЦДЛ, Борис Слуцкий, прощаясь с ним, сказал:

- Привет Анжеле.

Это "привет Анжеле" я слышал почти от всех, с кем в тот день разговаривал Львов.

Познакомились мы с ней только в 80-е годы, когда она приехала вместе с Михаилом Давыдовичем на юбилей ЧТЗ. Все, кто встречался с ней, оценили ее мягкий приветливый характер, ее обаяние и интеллигентность. Для Львова она была настоящим ангелом-хранителем.

...Нет в аптеках

такого лекарства -

Подымать

из подземного царства.

А вот ей

удавалось и это...-

писал Львов в стихотворении "Жена".

Анжела Андреевна заслуживает самых добрых слов уважения и благодарности.

* * *

Во время последнего приезда в Челябинск Евгения Евтушенко я напомнил ему, как Михаил Давыдович когда-то знакомил нас в ЦДЛ.

- Я боготворил этого человека, - сказал Евтушенко. - В антологию русской поэзии для англоязычных стран я включил десять его стихотворений. Подумав, добавил:

- У Гумилева - четырнадцать, у Львова - десять.

* * *

Скоро исполняется десять лет, как не стало Михаила Львова.

Неужели уже десять лет?

А мне и сегодня кажется, что прозвучит однажды утром звонок междугородки, и знакомый глуховатый голос спросит:

- Вы еще спите? А я уже два часа за столом...

Ефим ХОВИВ.