18-04-2000
Евгений КИТАЕВ
Челябинск
Порядок в танковых войсках
На Челябинском тракторном заводе побывал начальник главного автобронетанкового управления Российской армии генерал-полковник С. Маев. Он ответил на вопросы корреспондента "Челябинского рабочего" о новой военной технике, которую сегодня ждут люди в погонах.
- Сергей Александрович, у нас по-прежнему все в порядке: броня крепка и танки наши быстры? Не уронила Россия свой статус великой танковой державы?
- Свои высокие качества современные боевые машины неоднократно подтверждали на различных выставках, конкурсах. В прошлом году проводились очень серьезные испытания наших танков Т-90 в Индии, причем в максимально тяжелых для них условиях. Экипажами и руководством индийского оборонного ведомства они признаны почти отличными.
- Значит, на фоне стран НАТО мы выглядим достойно?
- Обычно спрашивают так: какой танк лучше - скажем, Т-80 или "Леопард"? Однозначно ответить нельзя. В чем-то мы их превосходим, в чем-то - они. Существует такое понятие - коэффициент военно-технического уровня, который определяет этот баланс. Наши машины находятся на уровне последних технических достижений развитых стран, что, кстати, подтверждают и совместные испытания. К примеру, два года назад в Греции Т-80 ДУ показал себя с очень хорошей стороны, конкурируя с американским "Абрамсом", французским "Леклерком", германским "Леопардом".
- Но время идет, требования растут.
- Разные виды вооружений находятся в постоянном противоборстве. Процесс этот действительно непрерывный. Наши танки соответствуют современным требованиям. А какие нам предъявят завтра: Конечно, мы предполагаем, прогнозируем будущее. Стараемся не отставать, подтягиваться. В этом суть эволюции бронетанковой техники и вооружений вообще.
- В прессе говорилось о появлении российского супертанка, представляющего собой не модификцию уже существующих образцов, как это случалось ранее, а так называемую базовую модель. Он существенно продвинет нас на танкодоступном для других государств направлении?
- Не секрет, что каждая страна имеет в заделе новые образцы вооружений, в том числе и мы. Но говорить о том, что этот танк уже создан, нельзя. Есть опытные наработки. Идет проверка каких-то технических решений, получающих развитие в мировом танкостроении. И ошибки в этом деле могут дорого стоить. Танк, который появится в начале XXI века, должен служить по крайней мере 30-40 лет. Когда он будет готов, сказать трудно. Это зависит от многих причин, в том числе финансовых. Пока финансирование очень скудное.
- Принимает ли участие в оснащении супермашины ЧТЗ?
- Любые сложные виды вооружений, не только танки, создают многие коллективы, научные организации, конструкторские бюро. А поскольку тракторный завод имеет еще довоенный опыт производства танковых двигателей, то, естественно, также будет разрабатывать свои комплектующие. Не только для танка, но и другой техники.
- ЧТЗ ведь не единственный в стране изготовитель двигателей.
- Был период, когда в конструировании танковых моторов на предприятии наблюдался некоторый спад. Этим вопросом у нас активно занимались заводы в Харькове, Барнауле. Однако, к чести сегодняшнего руководства ЧТЗ, нового главного конструктора двигателей В. Гордеева, за последние два года здесь сделали самый настоящий рывок в моторостроении.
- Как вы вообще оцениваете усилия предприятия по выпуску продукции оборонного значения?
- Челябинский тракторный я знаю давно. И, надеюсь, пик неудач, которые он переживал, уже позади. Нынешняя его история лишний раз подтверждает, что успех любого дела определяют люди. Под руководством В. Платонова и его заместителей предприятие сумело вырваться из трясины, куда ранее попало. И теперь наращивает обороты. Думаю, через два-три года сумеет стабилизировать финансовую и производственную ситуацию. Но, конечно, предстоит еще преодолеть немало трудностей.
- Увеличат ли заводу оборонный заказ?
- Вы знаете о позиции В. Путина. Оборонный заказ в 2000 году будет несколько больше, чем в предыдущем. Полагаю, это коснется и ЧТЗ.
Звено в кооперации
В 1999 году на выставке вооружений в Омске был продемонстрирован "объект 640" - танк "Черный орел", разработанный омскими конструкторами. У этой машины были абсолютно новые ходовая часть и башня. Но разработчики новейшего образца, о котором так сдержанно говорил главком бронетанковых войск С. Маев, якобы пошли еще дальше. "Независимая газета", в частности, заявила, что аналоги "объекта" на Западе появятся не ранее чем через 10 лет. О принципиально новой боевой машине, по информации в СМИ, упомянул и министр обороны РФ маршал И. Сергеев, посетивший предприятия ВПК в Нижнем Тагиле, Екатеринбурге и осмотревший натурный образец.
"Основная "изюминка" новой машины, - сообщила подробности "Независимая",- совершенно новая компоновка. Пушка на "объекте" располагается в небольшой по размерам необитаемой башне. Рабочие места экипажа из трех человек помещены в специальную бронированную капсулу, отгороженную броневой перегородкой от автомата заряжания и башни.
Такая компоновка позволяет преодолеть основные противоречия современного танкостроения - необходимость сочетания надежной защиты с подвижностью и транспортабельностью. На Западе преодолеть дилемму не удалось, поэтому современные танки НАТО - М1А2 "Абрамс", "Леопард-2", "Леклерк" - весят более 60 тонн. Россия пошла иным путем, пожертвовав толщиной брони с одновременной установкой на Т-80 и Т-90 систем оптико-электронного подавления противотанковых средств. Однако и такое решение, учитывая рост эффективности противотанковых средств, рано или поздно должно было завести в тупик.
:Резкое сокращение (прежде всего за счет вывода экипажа из башни) внутреннего пространства, которое должно быть надежно забронировано, позволяет обеспечить недостижимый ранее уровень защищенности, не выходя за весовые ограничения. Танк получит новую систему управления огнем. Информация о цели будет поступать по оптическим, тепловизионным, инфракрасным каналам, в нее будут включены лазерный дальномер и, возможно, радиолокационная станция. Западные проекты предусматривают, что информация о поле боя будет выводиться на экраны, которые создадут для экипажа эффект видения сквозь броню".
Рассказав об особенностях супермашины (процитировано с сокращениями), столичное издание "упустило из виду" ее скоростные качества, маневренность, которые определяются двигателем. По словам руководителей ЧТЗ, на "броне" действительно планируется установить челябинский дизель, его сегодня активно доводят до нужной кондиции конструкторы и производственники. Равных ему по мощности на российской бронетехнике прежде не было. В него "запрягают" даже больше "лошадей", чем в мотор на Т-90с, об успешных испытаниях которых на индийских полигонах Чаба и Паракан "Челябинский рабочий" сообщал ранее. Габариты чудо-двигателя достаточно скромны в сравнении с зарубежными образцами, что также повлияет на "живучесть" технического средства. Обнаружив себя на поле боя после выстрела, танк должен максимально быстро сменить позицию, а это зависит от его веса и мощности танкового "сердца". n