18-04-01


Кто спасет поселок Красногорский?

Безработных много, а на работу никто не устраивается

Анатолий ЛЕТЯГИН

Увельский район

Передо мной несколько коллективных писем - к Президенту страны В. Путину, председателю Государственной Думы Г. Селезневу, губернатору Челябинской области П. Сумину, Патриарху Всея Руси Алексию Второму. Авторы писем - жители села Красное Увельского района, поселка Красногорский города Еманжелинска, трудовые коллективы ЗАО "Агрофирма "Красносельская", Красногорских свинокомплекса и комбикормового завода, "интеллигенция, христиане и мусульмане, верующие и неверующие".

":Когда-то передовой Красносельский совхоз, гремевший высокими надоями молока и большими привесами крупного рогатого скота, превратился в отсталое хозяйство с низкой продуктивностью животноводства, отсталой культурой земледелия. Многие поля заросли сорняками, резко снизилось производство зерна, кормовых культур, а часть земель вообще пустует. Машинно-тракторный парк давно устарел, а купить новые трактор или комбайн совхоз не может", - говорится в одном из писем.

"А это - о свинокомплексе и комбикормовом заводе. По существу уже был на грани закрытия, а ведь восемь-девять лет назад он давал государству ежегодно 25-28 тысяч тонн первоклассной свинины и получал прибыли до 16 миллионов рублей.

Передовой Красногорский комбикормовый завод только благодаря стойкости, умению руководства ушел от банкротства".

Речь в письмах идет о развале сельской экономики. Впрочем, авторы больше говорят о последствиях: нищете, алкоголизме, наркомании, проституции. Есть в письмах доля надежды и легкий оптимизм. Особенно это просматривается в послании школьников.

":После длительного застоя и падения экономики, - утверждают они, - и в нашей, Челябинской области начался подъем промышленного производства. Но нас волнует вопрос, как можем продолжить учебу в высшей школе, где приходится платить за обучение большие суммы денег. Наши родители - это рабочие, крестьяне и служащие села с оплатой 200-500 рублей в месяц. На такой зарплате можно лишь едва сводить концы с концами, чтобы прокормить семью".

Бегущие по обочине

Современный деревенский парадокс - вокруг масса безработных, а работать никто не устраивается.

- На Центральное отделение можно принять до десяти механизаторов, нужны скотники на ферму, приняли бы сварщика, - рассказывает директор ЗАО "Агрофирма "Красносельский" Анатолий Мамонов. - Когда в поселке Красногорский закрыли шахту и люди отправились на биржу труда, мы стали звать их к себе. Ни один не пришел.

В селе нашлись бы и собственные работники, но и их, совсем не избалованных, нечем заманить на ферму. Агрофирма, как и абсолютное большинство сельских хозяйств Увельского района, влачит жалкое существование. В некогда хорошо отлаженном хозяйстве удалось сохранить 640 коров. Такое поголовье рогатых кормилиц раньше, как правило, держали на среднем по величине отделении. Окончательно подорвано и полеводство. У людей, даже если они и ходят еще к скоту на фермы, садятся на тракторы, давно нет былой мотивации к труду. Об этом мы разговаривали с главой Красносельского сельского Совета Марией Костяевой. На территории возглавляемого ею Совета, а это село Красное и деревни Михири и Сухарыш, живет 2322 человека. Работают в различных производствах 564, 384 жителя официально считаются безработными.

- Это люди от 30 до 50 лет, - говорит М. Костяева. - В производстве заняты пожилые и пенсионеры, а эти приспособились кто как. У кого-то жена работает и содержит семью, другие живут на родительские пенсии или за счет личного подворья. Есть и такие, что воруют: украдут - пропьют.

Для многих, видимо, пьяное безделье стало неотъемлемой стороной жизни, не прельщают даже приличные заработки. К примеру, в АО "Коелгамрамор" потребовались рабочие с заработком от трех тысяч рублей - такую зарплату деревенские мужики во сне не видели. Пустили специальный автобус, чтобы возить рабочих из Михирей и Сухарыша. Они продержались до первой получки и запили.

"Угольщиков больше нет"

Эти слова принадлежат главе поселка Красногорский Николаю Меклеру. Проблем у него - через край. Они накапливались по мере ликвидации угольных разрезов и шахт, катастрофического сокращения поголовья на свинокомплексе и производства специализированных кормов на комбикормовом заводе. По официальным данным, сейчас в поселке на учете 360 безработных - 7,2 процента. По словам заместителя начальника отдела Еманжелинского центра занятости Натальи Барановой, безработных значительно больше, потому что не все становятся на учет.

Рассказывают, что прошлым летом немало красногорцев жили за счет сбора ягод в саду Красносельской агрофирмы. Ягоды сбывали в Челябинске. Принимаемые социальные меры лишь частично снизили уровень проблем. К примеру, на развитие мраморообрабатывающего производства ЗАО "Литос" областной департамент выделил значительные средства. Программа, можно считать, выполнена, создано 31 рабочее место. Часть безработных нашли дело в соседних городах, Коелге, кто-то открыл свои торговые точки. Немало бывших горняков трудоустроилось на свинокомплексе: операторами, грузчиками, небольшая часть - охранниками. Заработки у свиноводов невелики, но и тысяча-полторы, а такие суммы и называют красногорцы, для большинства неплохие деньги. Тем более, что питание в рабочей столовой бесплатное. И все же социально-экономическая ситуация в поселке изменилась мало. Он перестал быть шахтерским и вряд ли им теперь будет. Но что взамен - ожидание и прозябание?

Кому он нужен, такой союз?

- Перспектива поселка? - переспрашивает Н. Меклер. - Тут предлагали на месте угольного разреза организовать переработку хромоникелевых шлаков. Обещают создать тридцать рабочих мест. А нам надо триста. Не в этом спасение. Да и не знаем, как в будущем это отразится на экологии, здоровье людей.

- Еще в советское время в поселке собирались открыть филиал Еманжелинской швейной фабрики. Детская одежда еманжелинцев очень высоко котировалась, не уступала европейским фирмам. Почему бы не вспомнить тот проект?

- Я слежу за фабрикой, если швейники сумеют оптимально загрузить свое производство, думаю, можно будет и поднять вопрос об открытии филиала, - отвечает Николай Мелихорович. - Но у поселка, если говорить о его возрождении, есть и другой путь. На сегодня в Красногорском есть только два предприятия, которые реально способны развиваться - свинокомплекс и комбикормовый завод. С ними надо связывать и судьбу поселка.

Мысль не новая. Такую же идею высказывали директор комбикормового завода П. Лаптев, другие руководители. К перерабатывающим предприятиям стоит подключить и агрофирму "Красносельская", чтобы создать экономически мощную корпорацию. К этому все располагает, даже история. Поселок с его шахтами, разрезами строили и осваивали жители села Красного. Они и сейчас в нем работают, живут. Поселковый комхоз обслуживает центральную усадьбу агрофирмы. Красносельцы лечатся в поселковой больнице, их дети учатся в поселковых школах. У красносельцев и красногорцев даже общие церковь и кладбище, а центральную усадьбу агрофирмы и поселка разделяет всего лишь дорога. Но поселок Красногорский, находящийся в окружении красносельских земель, территориально отнесен к городу Еманжелинску, а агрофирма, вместе со своими селами, - к Увельскому району. Да и вопрос: нужен ли Еманжелинску такой поселок Красногорский - безработный, дотационный, просящий? Возможно ли объединение?

Когда в ОАО "Красногорское" пришел надежный инвестор - фирма "Ариант", - то обзавелся и землями бывшего совхоза "Рождественский", за несколько десятков километров. Такой же надежный инвестор, а может, и этот же самый, стал бы спасением и для остальной части жителей поселка и села. n