18-04-01
Если вас спросят, о чем может быть пьеса под таким названием, ответ наверняка придет сам собой. По чистой случайности в лифте очутились мужчина и женщина, являющие собой совершенные противоположности. Лифт завис, а делать нечего, и они полюбили друг друга.
Именно такой сюжетный ход и был использован в антрепризном спектакле с упомянутым названием, который прошел на прошлой неделе в челябинском Центре делового сотрудничества. Если бы за этим ничего больше не стояло, вполне можно было бы посчитать показанное действо театральной попсой, ан нет. Недаром ведь и в нашем драматическом хотят сделать свою версию "Двоих".
Автор пьесы Сергей Андреев, помимо литературы занимающийся делами весьма прозаическими, - экономист, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Но, в отличие от многих наших беллетристов, активно использующих знание жизни, полученное на работе, в своем творчестве, Андреев не пишет об экономике и политике. Его пьесы и романы имеют к этому опосредованное отношение - постольку, поскольку в них фигурирует сегодняшняя реальность.
Его пьеса "Двое в лифте" написана в духе современной драматургии: развитие действия идет не вширь, а вглубь. Это двухчасовой диалог между мужчиной и женщиной (в реальном, несценическом времени он длится почти двое суток), выворачивающий души обоих наизнанку. Две полярные философии - его, киллера-романтика (Игорь Лифанов, БДТ имени Товстоногова), и ее, "нормальной женщины, которая не любит ни мужа, ни работу и живет только ради сына (Наталья Лыжина, "Театр сатиры на Васильевском"). Философии романтики и прозы жизни постоянно сталкиваются, пересекаются, меняются местами.
Оказывается, что действовать по велению сердца возможно только в лифте, и когда его починят, внезапно возникшей любви придет конец. Отсюда и глубоко трагичный финал, ставший для всех полной неожиданностью. Смерть его - это и безысходность описываемого положения, и неизбежный финал разыгравшейся драмы страстей.
Олеся ГОРЮК