18-04-01


Кто вы, Оскар Строк?

"Уральская новь" продолжает делать открытия

Вышел в свет очередной, девятый, номер журнала "Уральская новь". Уникальное в своем роде издание, один из немногих в провинции "толстых" литературных журналов, всякий свой выход знаменует событием. В данном случае событий два.

Первое - публикация очерка о знаменитом Оскаре Строке. "Ах, эти черные глаза:", впервые прозвучавшие в 1929 году, популярны и поныне. Его танго и романсы пели кумиры русской публики Петр Лещенко и Клавдия Шульженко. Но что мы знаем о личности Строка? В очерке, написанном Дмитрием Драгилевым, историком музыки и поэтом, живущим ныне в Германии, знаменитый композитор предстает в образе большого выдумщика, немного авантюриста, чуть-чуть ловеласа и просто остроумного и живого человека.

Второе событие нового номера "Уральской нови" имеет драматический оттенок. "Летом 1985 года в одном из скверов Омска был обнаружен труп бродяги. Смерть наступила в результате невыясненных обстоятельств. Так нашли поэта Аркадия Кутилова". И вот челябинский журнал знакомит своих читателей со стихами этого в высшей степени талантливого человека. Открытие этого имени уже сейчас сравнивают с открытием поэзии Николая Рубцова.

Кстати, "Уральская новь" как раз и осознает себя в известном смысле открывателем имен. Но не тех, чьему признанию мешали обстоятельства политического свойства. Об этом пишет в рецензии на наш журнал Инна Борисова, редактор отдела прозы "Нового мира" во времена Твардовского. Через нее к читателю пришла проза Солженицына, Домбровского, Можаева и многих других знаменитых авторов. "Читаешь, не отрываясь, хотя ни детективов, ни переводов, ни возвращенных имен, - цитируем мы рецензию И. Борисовой в газете "Первое сентября". - Но тут - стоп! Первое, что поражает в журнале, - острое, смелое и, как сжатая спираль, напряженное чувство гибельности таланта, его хрупкости и открытости року. Очень плодотворное, может быть, самое плодотворное для журнального издателя чувство. В "Уральской нови" предпочитают ходить по целине, и свое название они оправдывают с лихвой. Они возвращают имена, но имена невозникшие, не известные ни Западу, ни Востоку. Это не Бунин и не Набоков. Это неопознанные тени, не успевшие предъявить себя нашему миру".

Той же цели подчинены публикации в другой "фирменной" рубрике журнала - "Что было". Здесь публикуются воспоминания реальных людей, далеких от литературы, что и придает их бесхитростным повествованиям обостренное чувство переживания реальности. На сей раз жительница Чебаркуля Клавдия Дьякова публикует хронику своей семьи "Пыль Донбасса".

В журнале читатель найдет также отрывок из романа Рустама Валеева "Кружок байронистов", киносценарий модного журналиста и литературного критика Вячеслава Курицына и его соавтора екатеринбургского писателя Константина Богомолова "Баллада о миллионе", стихи Татьяны Титовой, Басыра Рафикова и Павля Полуяна, а также едкую хронику местной культурной жизни пера Ч. Ширского.

Татьяна ПЕТРЕНКО