18-04-02
Сергей БЛИНОВСКИХ
Челябинск
Покупатель активов признанного банкротом старейшего челябинского предприятия, знаменитого производством легендарных "Катюш", стал известен еще к началу осени 2001 года. Примерно в это же время конкурсным управляющим ОАО "Челябинский завод дорожных машин имени Колющенко" (ЧЗК) Вадимом Соловьевым и представителями "РусПромАвто" (РПА) был подписан предварительный договор о продаже активов завода. Предстоящая сделка была одобрена собранием кредиторов.
К сегодняшнему дню компания "РусПромАвто", близкая к группе "Базовый элемент" (бывший "Сибирский алюминий"), полностью установила контроль над бизнесом ЧЗК. Как стало известно "Челябинскому рабочему", договоры купли-продажи оборудования, а также зданий и сооружений были окончательно оформлены к концу марта. Об этом сообщил руководитель направления строительно-дорожных машин "РусПромАвто" Иван Бурлак. Он отказался назвать сумму сделки. Также известно, что часть средств уже поступила на "материнское" предприятие. Эти деньги должны пойти на погашение кредиторской задолженности банкрота. Как сообщили в пресс-службе конкурсного управления ОАО "ЧЗК", без учета пеней и штрафов она составляет около 50 миллионов рублей.
До банкротства ЧЗК являлся одним из крупнейших в стране производителей дорожной техники и монопольным производителем тяжелых грейдеров. С середины 2001 года все производство дорожной техники было переведено на ЗАО "Челябинские строительно-дорожные машины" (ЧСДМ), чистое от долгов "дочернее" предприятие завода-банкрота.
Внешнее управление было введено на ЧЗК весной 1999 года, а конкурсное производство - в ноябре 2000 года. Арбитражный суд назначил на предприятие сразу двух конкурсных управляющих - Вадима Соловьева, занимавшего должность внешнего управляющего, и его заместителя по внешнему управлению Алексея Фатеева. Это решение сыграло недобрую роль в судьбе ЧЗК. Незадолго до появления на Южном Урале "РусПромАвто" Вадим Соловьев обвинил своего бывшего зама в выводе активов завода имени Колющенко в подконтрольные ему структуры. Арбитражный суд в итоге отстранил от должности Алексея Фатеева. А еще несколько месяцев конкурсное управление ОАО "ЧЗК" вместе с будущим покупателем было занято распутыванием спорной ситуации с активами предприятия-банкрота.
Стоит напомнить, что "РусПромАвто" был не единственным претендентом на активы ЧСДМ. О намерении стать генеральным инвестором строительно-дорожного предприятия заявлял также "СИБУР". Вице-президент компании Николай Бех летом 2001 года даже направлял письмо соответствующего содержания на имя челябинского губернатора Петра Сумина. С предложениями в адрес ЧЗК выступала даже группа челябинских предпринимателей, в числе которых были нынешний член Совета Федерации Александр Аристов и депутат Госдумы Валерий Гартунг. Однако предпочтение было отдано уже знакомому челябинским властям по "УралАЗу" холдингу "РусПромАвто".
В пресс-службе конкурсного управления ОАО "ЧЗК" подтвердили факт юридического оформления сделки по продаже предприятия, однако также отказались назвать ее стоимость и оценить, удастся ли за счет вырученных средств полностью покрыть кредиторскую задолженность. На состоявшейся в середине 2001 года пресс-конференции конкурсный управляющий ЧЗК Вадим Соловьев оценил активы предприятия в шесть-восемь миллионов долларов. Однако на тот момент предполагалось, что торги по продаже имущества ЧЗК будут проведены по открытой схеме. Между тем с подачи администрации области "РусПромАвто" остался в итоге единственным претендентом на активы банкрота. n
Наша справка
Главным акционером "РусПромАвто" считается группа "Базовый элемент". Значительный пакет акций контролирует также "Сибнефть". Автомобильный бизнес холдинга диверсифицирован по пяти направлениям: "Нижегородские автомобили", "Русский автобус", "Ярославский дизель", "Большегрузные автомобили" и "Стройдормаш". Строительно-дорожное направление холдинга представлено тремя предприятиями: Тверской экскаваторный завод (экскаваторы, вилочные погрузчики, грейферы и другое сменное оборудование для строительной техники), "Брянский арсенал" (грейдеры малого и среднего класса, асфальтоукладчики, полуприцепы и дорожные фрезы) и Челябинские строительно-дорожные машины.