18-04-06


Надежное крыло бройлера

Аргаяшская птицефабрика вышла на второе место в области по производству птицы

Виктор РИСКИН, Геннадий ЯРЦЕВ

Аргаяшский район

Расхожая истина: успех может прийти только при современном управлении. Но всякое новое неизбежно столкивается с устоявшимся укладом. Как его преодолеть? Какие меры здесь предпочтительнее - воспитательные или "репрессивные"? Ответы на эти вопросы мы получили, побывав в Ишалино, на Аргаяшской птицефабрике, официально именуемой ЗАО "Уралбройлер".

13-й директор

С первым новшеством, а точнее - строгостью, мы столкнулись у самой проходной. Путь нашей машине преградил охранник.

- Проезд запрещен! Ставьте свое авто вон в ту низинку.

Когда мы уже пешком вернулись к воротам, постовой дезинфекционного барьера Виктор Лямцев пояснил, что даже генеральный директор не имеет права проезжать на территорию фабрики.

- Совершенно верно, - подтвердил позже слова постового генеральный директор ЗАО "Уралбройлер" Александр Костылев, - птичий грипп внес свои коррективы. Поэтому правила безопасности одинаковы для всех.

Второй барьер охраны бдительно перехватил нас уже на территории. Начальник стражи Анатолий Сударев пояснил, что задача его команды - не допускать проникновение посторонних, а также препятствовать "несунам" и нарушителям трудовой дисциплины. Наш разговор с фабричным секьюрити прерывали не только трели рации, но и: выстрелы.

- Это птиц мы отстреливаем, - пояснил Анатолий Борисович, - а заодно кошек и собак, которые бродят по территории. Словом, все, что может занести заразу. Только за март сняли порядка 400 ворон, голубей, воробьев и сорок.

Разговор о птицах мы продолжили в кабинете генерального директора. Но уже не об отстрелянных синантропах (диких пернатых), а о курах, то есть бройлерах. Начали с цифр. Фабрике скоро стукнет 40 лет. За это время сменилось 12 директоров. Наш собеседник - Александр Викторович Костылев - 13-й. Он выходец из Северо-Казахстанской области. Служил в Челябинской области, где и остался. Причина смены родины уважительная - женитьба. После службы хотел пойти по военной линии - поступил в ЧВВАКУШ. Но после второго курса комиссовали. Подвело здоровье. Это обстоятельство подвигнуло искать удачу на гражданском поприще. Прежде всего в учебе. Здесь Костылев преуспел: окончил торговое училище, получил дипломы юриста и экономиста в двух вузах. А дальше карьера пошла по нарастающей: начальник газовой службы, юрист центра торговли "Молния", директор магазина, топ-менеджер челябинского представительства московской компании "М-Видео", затем приглашение в ее центральный московский офис.

- Но спустя семь месяцев произошла реорганизация структуры компании, - рассказывает Александр Викторович, - мою должность сократили и предложили вернуться в Челябинск на прежнее место директора магазина.

Вниз по лестнице, ведущей вверх

Перспектива спуститься по служебной лестнице топ-менеджера не устроила: он не без основания считал, что как профессиональный управленец состоялся, отступать было не к лицу. Поэтому отказался и стал искать работу. Вскоре получил предложение учредителей "Уралбройлера" занять должность гендиректора фабрики (в свое время представители компании арендовали помещение в том самом магазине, где командовал Костылев). Но ведь производство - не торговля. У него своя специфика.

- Совершенно верно, - соглашается гендиректор, - поначалу пришлось тяжеловато. Административная работа меня не пугала: я ее достаточно хорошо знал. Что касается производства, то пришлось залезть в книги. Помогло расхожее в среде управленцев правило: образование менеджера - дело рук самого менеджера. Полезную информацию получал в общении с руководителями профильных предприятий, не стеснялся учиться у своих кадровых работников.

Как утверждает Костылев, костяк коллектива на фабрике сложился. Как рабочий, так и инженерный. Вот почему коренных перемен не понадобилось.

Воруют, блин!

Но с кадрами все равно работать приходится. Особенно с теми, у кого устоявшиеся взгляды на предприятие как на источник не только труда и заработной платы. За десятилетия у многих появилась привычка тащить, что под руку попадет. Казалось бы, надо благодарить судьбу за возможность после долгой безработицы и безденежья трудиться, получать приличное вознаграждение. Не секрет, что средняя зарплата на фабрике 5200 рублей (самая высокая в районе!), а наиболее удачливые птицеводы получают в лучшие месяцы до 15 тысяч! Невиданные прежде деньги для села. Кстати, зарплата всех сотрудников, включая генерального директора, напрямую зависит от полученных доходов: сколько вырастили, продали, столько и получили.

Но не все соотносят получаемые блага с желанием отщипнуть еще. Между тем каждого нового работника при приеме предупреждают: "Заработок будешь иметь. Условие одно - не воровать!"

- До абсурда доходит, - пожимает плечами Александр Викторович, - объясняешь человеку наши жесткие требования: украл - уволим, а он в тот же день попадается с курами под курткой. Разумеется, больше на работу не возьмем. А бывают вообще смешные случаи. Завезли новое германское оборудование. Все красиво, блестит. Кому-то приглянулась цепочка. Он тут же метра три-четыре отрезал, вокруг пояса обмотал и пошел. Поймали, поинтересовались: "Для чего!" "Да собаку к будке привязать!" Естественно, уволили. А в Дербишеве и вовсе завели шесть уголовных дел.

С кросса на кросс

Но пора от околокуриного криминала перейти к технологиям разведения бройлеров. Нам про это Александр Викторович все доступно разъяснил. Даже каталог показал, где фотографии последних разработок немецкой фирмы "Big Dutchman". Журнал красивый, но хотелось бы своими глазами: "Допуск посторонним, конечно, запрещен, - задумчиво произнес Костылев, - но раз вы из "Челябинского рабочего", то так тому и быть". Нас одели в новенькие красные комбинезоны и куртки, на ноги выдали резиновые сапоги, а поверх еще и сиреневые бахилы. При входе в птичник протерли подошвы в лотке с санраствором и вошли внутрь.

Ну, что сказать. Обычное производство европейского уровня: клетки в три этажа, абсолютная чистота, в углу нагнетает тепло газогенератор, светорегулируемые лампы освещения, дозаторы воды и автоматическая подача корма. Понятное дело, все управляется компьютером, на 60 тысяч цыплят всего два человека. Нас встретила птицевод Ирина Беденко.

- Мы здесь, - пояснила Ирина Владимировна, - выращиваем кур от первого до последнего дня. Забой на 42-е сутки по достижении веса 1,8-2 килограмма. Даем сбалансированные комбикорма. Вода - с добавлением витаминов и лекарств.

А зоотехник Алексей Планков добавил, что в кормлении птицы есть свои ноу-хау. Особые добавки и компоненты позволили снизить выращивание бройлеров с 56 дней до уже упомянутых 42. А сам переход с напольного содержания втрое увеличил число пернатого населения. Помимо питания эффективность выращивания дает смена породы. Например, результат принесли переход с кросса "Бройлер-3" на кросс "Бройлер-4" и селекция с английскими хохлатками.

Медаль за курицу

В прошлом году в Москве прошла выставка "Золотая осень-2005", которую раньше бы назвали демонстрацией достижений народного хозяйства. В столице аргаяшцы взяли две золотые и две серебряные медали, одну бронзовую и в придачу пять дипломов.

- Там нас заметили не только представители российской пищевой индустрии, но и зарубежной, - рассказывает Александр Викторович. - Это помогло заключать контракты на импортное оборудование. Замечены мы и на уровне российского правительства, что позволяет более полнокровно участвовать в национальном проекте по сельскому хозяйству.

Мы не могли не поинтересоваться, есть ли у предприятия конкуренты, а то и недоброжелатели.

- Наш враг - средства массовой информации, - огорошил Костылев, - они распространяют неверную информацию в отношении птичьего гриппа. А ведь это давно известная в животноводстве болезнь. Раньше ее называли чумкой. Она периодически появлялась на территории области, но существенной угрозы для населения не представляла. От птичьего гриппа во всем мире умерло несколько десятков человек, а от обычного - сотни тысяч. Но почему-то о человечьем гриппе молчат, а о птичьем трубят все СМИ. Конечно, это бьет по экономике предприятия, снижает объемы продаж. По России, например, реализация куриного мяса снизилась примерно на 30-40 процентов. У нас тоже есть проблемы. Но могу сказать, что продукция еженедельно отправляется в лабораторию. На сегодня все анализы отрицательные. Да мы и сами понимаем - закрытие фабрики приведет к социальной катастрофе во всем районе. Поэтому санитарный контроль на самом высоком уровне. Помимо стандартных мер принято решение об отстреле дикой птицы по периметру предприятия.

Продукция "Уралбройлера" продается не только в Челябинской области, но и в других регионах. Например, Екатеринбург принимает половину всей курятины, выпускаемой фабрикой. И этому есть объяснение: в столице Урала привыкли потреблять только лучшее. А бренд "Птицефабрика "Аргаяша" стал синонимом качества после "Золотой осени-2005" в Москве.

Справка

На Аргаяшской фабрике работает 850 человек. Год назад было 450. Соответственно наметилось увеличение производства продукции в два раза. Это две тысячи тонн мяса в месяц. Уже сегодня в птичниках - около миллиона куриного поголовья, от однодневных цыплят до полуторамесячных бройлеров. Под растущие объемы продукции намечены амбициозные планы: уже идет полномасштабная реконструкция Ишалинской площадки, на которой расположена птицефабрика, строительство второй в деревне Дербишева на базе бывшего животноводческого комплекса. Есть виды на реанимацию производства бройлеров в Камышево. Закупается новое технологическое оборудование для переработки мяса. Уже действуют линии по изготовлению пельменей, котлет, голубцов и колбас. Более того, аргаяшцы едва ли не единственные в регионе стали производить птицу для мусульман, так называемую халяльную. На фабрике, по сути, безотходное производство: даже кости перерабатываются в муку и добавляются в корм.