18-06-05
Айвар ВАЛЕЕВ
Челябинск
В ближайший понедельник самый известный современный русский художник Олег Кулик представит у нас свой фильм, показываемый сейчас на 51-й Венецианской биеннале. Снимал он его во время двух путешествий в Монголию, куда его пригласил челябинский бизнесмен Павел Рабин.
Ровно год назад Олег Кулик, известный публике как "человек-собака", заезжал в Челябинск, чтобы вместе с группой "Номады-21" отправиться в Монголию. Эту почти не тронутую цивилизацией страну открыл для себя несколько лет назад руководитель компании "РБ-груп" Павел Рабин. Вместе с единомышленниками бизнесмен каждое лето отправляется в монгольские степи. Павел Рабин сумел заразить своими рассказами Олега Кулика, выставку которого он устраивал в Челябинске несколько лет назад, а потом подружился и даже частично спонсировал некоторые его громкие проекты. Одним из последних стала экспозиция "Толстой и куры", показанная на Московской биеннале в феврале этого года. Представители челябинской культуры, помнится, осудили бизнесмена, помогающего Кулику "издеваться" над классиком. Фирма Рабина сделала бокс, обозначающий кабинет Льва Николаевича. Кулик поместил в него восковую фигуру классика, а над ним - клетку с курами, которые гадили на восковую куклу.
По окончании выставки Рабин, Кулик и примкнувший к ним художник Владимир Дубоссарский вновь отправились "заряжаться" в Монголию. В пустыне Гоби, где товарищи жарились летом при температуре +40, теперь они мерзли на 40-градусном холоде. Олег Кулик оба раза фиксировал происходящее на видеокамеру, результатом чего стал фильм. Он называется "Gobitest" (русское название "Испытание Гоби, или Невыносимая прелесть Монголии"). Вот как описывает происходящее на экране обозреватель газеты "Известия" Никита Алексеев:
"Это почти полноформатное кино: длится 40 минут. По заснеженным просторам несутся на лошадках, обросших кудлатой шерстью, всадники - потомки Чингиза. Роются в сугробах яки. Валят клубы морозного дыма. Монголы пьют чай, едят вареную баранину, угощают друг друга нюхательным табаком. Выходят, поеживаясь, на мороз справить малую нужду - яки длинными языками подхватывают горячую струю. В саундтреке звучат протяжные монгольские песни и жужжание хамыса, вдруг вклинивается "Ой мороз, мороз", который поют русские гости, потом Кулик читает благодарным монголам стихи Есенина, те вежливо хлопают".
Павел Рабин говорит, что если дрожание ручной камеры в первой части напомнило ему ленты фон Триера, то вторая (зимняя) заставила вспомнить Сокурова, Тарковского и Бергмана вместе взятых. "Но они рядом не лежали с Куликом, потому что у них - выдуманные и сделанные сюжеты, а здесь - документально зафиксированная поэзия", - говорит восхищенный бизнесмен.
Его мнение в целом разделила куратор недавно открывшейся 51-й Венецианской биеннале, старейшего и самого престижного смотра современного искусства в мире, Роза Мартинес. Она взяла фильм Кулика для показа в международную экспозицию биеннале (остальные павильоны представляют искусство конкретных стран). И вот этот же фильм Олег Кулик лично представит в кинозале центра "Театр+Кино" (бывший кинотеатр имени Пушкина) в понедельник. Отвечать на вопросы публики ему будут помогать жена - искусствовед Людмила Бредихина, художник Владимир Дубоссарский (он вместе в Куликом участвовал в экспозиции "Starz" на Московской биеннале), а также писатель Олег Шишкин и журналист сетевого издания "Полит.ру" Антон Николаев. Кроме кино зрители смогут из первых уст узнать о Московской биеннале, впервые проведенной в этом году в столице России. Все мероприятие будет называться "Совершеннолетие современного искусства", вход для любителей такового свободный. Начало - в 17.00.
А тем временем Павел Рабин уже приготовил джипы для монгольских степей. И Олег Кулик вновь чует воздух свободы. После новой экспедиции "Номадов" художник планирует создать проект "Синие всадники". Об этих загадочных людях первым заговорил Чингис-хан, готовивший много веков назад свой собственный проект: "Синие всадники придут в конце времен и объединят мирным духом весь мир". Олег Кулик в начале третьего тысячелетия не может скрыть удивления: "Самые воинственные в истории племена каким-то образом превратились в самых беззлобных и самых наивных людей в мире. Это урок".