18-07-07
Анна ЧЕРНЫХ
Челябинск
- Здравствуйте, детский телефон доверия, слушаю вас!
На другом конце провода кто-то едва слышно сопит в трубку.
- Привет, малыш, как тебя зовут? - улыбается консультант.
Еще немного помолчав, девочка называет свое имя.
- Хорошо, а сколько тебе лет?
Я живо представила, как ребенок сосредоточенно считает пальцы.
- Пять!
- У тебя дома есть кто-нибудь из взрослых?
- Нет, я одна: и мне страшно.
Маму дождались вместе, обсуждая всю мультипликацию последнего времени.
...Поднимаясь по лестнице, ведущей к детскому телефону доверия, я недоумевала: как маленький ребенок, еще неспособный осо-знать свои проблемы, может позвонить чужой тете и попросить совета? Это делает подросток, решивший покончить жизнь самоубийством из-за несчастной любви, или взрослый человек, оказавшийся в сложной ситуации. Но дети? Затаив сомнения, я открыла дверь.
В небольшой комнате - две студентки факультета психологии одного из челябинских вузов. Стены обклеены листочками бумаги с жизнеутверждающими надписями, детскими рисунками и высказываниями Габриэля Гарсиа Маркеса. Одна из надписей гласит: "Что сильнее боли? Доверие". Я хочу задать вопрос, но звонок телефона меня опережает.
- Не нужно выводить ее на конфликт, она этого и ожидает. Наоборот, постарайтесь наладить контакт, - советует студентка-консультант студентке-абоненту, имеющей трудности в общении с однокурсницей, с которой они вместе проходят практику.
В это время я листаю журнал, который ведут консультанты. Здесь записаны абсолютно все обращения, поступившие на телефон (за время его работы поступило больше 100 звонков). Правда, простому смертному половина написанного покажется шифром капитана Кидда: психологи пользуются специальными обозначениями. Но кое-что все же понять можно. Например, состояние позвонившего: возмущение, спокойствие, растерянность и т.д.
Успокоив девушку, консультант кладет трубку. И тут же снимает ее снова: следующий звонок поступил от 80-летней старушки и совсем не касался детских проблем. А где, собственно, дети?
- Нам приходится решать разные задачи, - рассказывает одна из консультантов. - Дети обычно звонят, когда не с кем поговорить и им скучно. Но за словом "скучно" скрываются самые разные проблемы. К тому же ребята часто стесняются звонить сами. Например, однажды наш номер набрала женщина, обеспокоенная тем, что ее дочь унижают одноклассники. Как она ни пыталась наладить контакт с ними, ничего не помогает. В начальной школе девочка была веселая, активная, общительная, а в тот момент, когда в классе начали образовываться группировки, стала изгоем. Меня поразило как раз то, что звонила мама, а девочка сидела рядом и добавляла. То есть она не решилась даже сама взять трубку, настолько зажата! Нам пришлось отправить ее в Центр психологической помощи.
Кто только не звонит на детский телефон доверия!
- Это бывший номер дежурной части, и некоторые по старой привычке набирают именно его. А попадают к нам, - рассказывает консультант. - Люди звонят в разных состояниях, стараемся им помогать. Мы их успокаиваем, а потом они обращаются туда, где могут помочь не только словом. Однажды позвонила ужасно напуганная женщина: ее настораживали странные личности, появляющиеся в подъезде по ночам. Она набирала номер милиции, чтобы попросить организовать слежку за подъездом.
Консультант помогла разобраться в ситуации, и оказалось, что личность была в единственном экземпляре и представляла собой... сердечного друга соседки. Женщина успокоилась, поняв, насколько беспочвенны ее страхи.
Радует, что большинство взрослых, звонящих на телефон доверия, все-таки обращаются с проблемами своих детей. Больше 100 звонков поступило на детский телефон доверия, работавший в Челябинске с апреля 2007 года. Малыши тоже набирают номер, когда скучно, страшно, мамы рядом нет, а под диваном прячется домовой. Ребенку не нужны сложные психологические советы, намного важнее просто протянуть руку маленькому человечку.
Психолог Елена СЫРКИНА:
- В силу высокой информатизации общение детей со сверстниками и родителями в наши дни становится опосредованным. Дети часами сидят за компьютером, расстреливая монстров или общаясь в Интернете. Из-за того, что ребенок проводит мало времени в реальной жизни, растет разрыв между детьми и родителями. Ситуация обостряется тем, что отцам и матерям приходится очень много работать, чтобы семья была успешной, а ребенок имел возможность учиться и активно развиваться. Вкладывая все силы в зарабатывание денег, родители забывают о духовной стороне воспитания детей. Ведь они нуждаются не столько в материальной обеспеченности, сколько в нормальном человече-ском общении. Современные люди больше пребывают в индивидуальном пространстве, чем в процессе общения с другими. Отсюда - одиночество человека в крупных городах.
Есть еще одна проблема, которая, как мне кажется, для России хроническая. Она обозначается психологическим термином "синдром отсутствующего отца". Папы всегда находились на периферии воспитания детей, мало эмоционально включались в процессы воспитания и семейного общения. У нас так исторически сложилось, что мужчины всегда где-то на передовой: то война, то жатва. Весь быт, включая воспитание детей, был на женских плечах. И когда мы говорим про агрессию, про неуспешность ребенка, про зависимость - все это проблемы "отсутствующего отца", потому что он обеспечивает социальную успешность, представительность семьи. Радует, что папы тоже беспокоятся, потихоньку начинают включаться в процесс воспитания. Недавно звонил один мужчина, очень взволнованный необщительностью своей дочери. Консультанты подсказали ему, как себя вести, но самое главное - отец проявил очень активную позицию в воспитании дочери. Для нас это был своеобразный подарок. Если раньше к психологам и на телефоны доверия обращались одни женщины, то сейчас пять процентов абонентов - мужчины. Это уже кое-что.
Если отец и мать еще сами не сформированы, не готовы к воспитанию детей, они относятся к ребенку жестоко. Проблема также заключается в индивидуальных особенностях маленького человека, которые ни родители, ни сверстники принимать не хотят. Неприязнь к ребенку у подростков может возникнуть по ряду причин. Существует такое понятие, как "референтная группа", в которую большинство детей входят и живут по ее законам. А если ребенок отличается от остальных ее представителей, он становится изгоем. Если маленький человек имеет не очень адекватных родителей, это тоже может стать причиной непринятия его сверстниками. Позиция родителей, которая транслируется детям, также влияет на их восприятие других ребят.
Словом, детский телефон доверия появился в Челябинске очень вовремя.
Ребята, если у вас есть вопросы, которые вы не можете решить без помощи взрослых, звоните по телефонам: 772-43-13, 772-43-33.