18-07-07


От Камчатки до Ростова

В ЮУрГУ приезжают на учебу молодые люди со всей страны

Светлана ЖУРАВЛЕВА

Челябинск

Два года - достаточный срок для того, чтобы человек обрел уверенность в новой должности. Ровно столько проработал ректором Южно-Уральского государственного университета Александр Шестаков, доктор технических наук, профессор. Каким он видит будущее ЮУрГУ? В каком направлении вуз движется? Что уже удалось молодому ректору, а что осталось пока нерешенным? Об этом мы говорили с ним во время нашей беседы.

- Начнем с того, что ЮУрГУ - это целая империя.

- Я бы сказал, наверное, город.

- Ну, хорошо, пусть так. Опишите, пожалуйста, его масштабы в сравнении, скажем, с настоящим городом.

- Если взять, к примеру, Миасс, где 180 тысяч населения, то ЮУрГУ - это приблизительно его третья часть. У нас только студентов 55 тысяч, не считая сотрудников и преподавателей. Поэтому наш университет по масштабу сопоставим с малыми городами нашей области. В нем работают шесть тысяч преподавателей и сотрудников, среди них 320 докторов и 1300 кандидатов наук, 19 академиков, членов-корреспондентов РАН. Это больше, чем в УПИ - мощном российском вузе, который, между прочим, расположен рядом с Уральским отделением РАН.

Ну, и, наконец, наш университет обучает по 329 специальностям, имея на каждую из них лицензию. Мы готовим практически по всем областям знаний. Я не знаю, есть ли еще в России такой набор специальностей в вузе?!

- А как у вас с недвижимостью? Не растеряли ее в смутные годы?

- Нет, потому что боремся за каждый квадратный метр. У нас большая недвижимость. И мы ее никому не отдадим, хотя некоторые пытаются ее отнять. У нас есть здания не только в Челябинске, но и в области. Это 13 филиалов и уже 15 представительств. Число их еще возрастет в связи в развитием дистанционного образования. Поэтому мы будем расширять, как вы говорите, свою империю. Сейчас вот строим химический факультет, который должны сдать в конце нынешнего года.

- Когда-то ваш предшественник, Герман Платонович Вяткин, выдвинул идею объединения челябинских вузов. Но ее не поддержали, усмотрев в ней, вероятно, имперские амбиции. Вам близка эта идея?

- Хорошая идея. Но тогда она опередила свое время. А ведь не все, к сожалению, могут смотреть далеко вперед. Если бы мы ее реализовали тогда, то сейчас в нашей области был бы уже федеральный вуз. Теперь же федеральные университеты строят в Красноярске и Ростове. Статус национального вуза присваивают также Московскому и Санкт-Петербургскому университетам. Они получат другой уровень финансирования, а значит, и другие возможности для развития. Мы тоже могли бы попасть в число федеральных вузов, если бы проявили дальновидность.

Кстати говоря, ЮУрГУ удалось-таки войти в группу 57 элитных вузов страны благодаря победе в конкурсе нацпроекта "Образование". Когда идею объединения в Челябинске не поддержали, университет пошел своим путем и стал развиваться самостоятельно. Сейчас он по многим показателям выше, чем Красноярский и Ростовский университеты.

- Вас не смущает присутствие Германа Платоновича рядом с вами? Люди ведь вас невольно сравнивают...

- А они бы все равно нас сравнивали, даже если бы его не было рядом. Этого не избежать ни одному молодому ректору, который приходит после крупного, яркого руководителя. Думаю, что прошел через это и Герман Платонович в свое время. Но особенность наших отношений, наверное, в том, что мы работаем одной командой. У нас нет противоречий. Я воспитывался под его руководством в течение шести лет. Разделяю его взгляды и стараюсь воплотить их в жизнь. У Германа Платоновича - огромный опыт, стратегический взгляд, обширные связи. Кроме того, нас связывают очень хорошие чисто человеческие отношения. Когда у нас была комплексная аттестация, представитель из Москвы этому искренне поразился. Наверное, такие отношения исключение, а не правило.

- О чем вам приятно думать после двух лет работы ректором?

- О том, что университет развивается. Он не остановился в своем движении из-за смены ректоров. Это может подтвердить и Герман Платонович. Он пристально наблюдает за процессом в качестве президента ЮУрГУ. По его мнению, все идет нормально. Да и цифры вселяют оптимизм. Все основные показатели в университете за это время выросли. Есть еще одно косвенное доказательство, что мы идем в правильном направлении. Когда что-то не так, люди, как известно, голосуют ногами. От нас не уходят, а вот к нам идут. В прошлом году, например, в ЮУрГУ перешли сразу четыре кафедры из другого университета. Я никого не звал и никаких подкопов не делал. Люди сами сделали свой выбор. И я их, конечно, взял, создав необходимые условия для работы. Сейчас они с удовольствием впитывают традиции нашего университета, чувствуют себя здесь, по-моему, комфортно. И видеть мне это, не скрою, приятно.

- А если о грустном, то что вас огорчает, вызывает, быть может, негативные чувства?

- Не огорчает, а напрягает. Во-первых, борьба за горбольницу N 2, которую в Челябинске знают как "студенческую", во-вторых, масштаб проблем, на которые я замахнулся. Возведением шпиля на главном здании мы завершили образ университета. Сегодня передо мной стоит другая задача - вывести его на качественно новый уровень. По рейтингу Министерства образования и науки РФ ЮУрГУ входит в десятку крупнейших вузов страны. Хочу, чтобы он смотрелся примерно так же и на международном уровне.

- Да уж, не простая задача!

- Очень сложная. В ней - две составляющие: материальная база и человеческий ресурс. За два с половиной года мы сформируем свою материальную базу окончательно благодаря двум грантам, которые выиграли в рамках национального проекта "Образование". Один - большой, на создание центра нанотехнологий, другой - поменьше. В общей сложности мы вложим в развитие университета в течение этого времени почти миллиард рублей. Но оборудование, которое мы приобретем, должно эффективно работать. И тут очень важную роль играет человеческий фактор. Мы должны насытить университет молодыми мозгами, людьми, знающими иностранные языки, первоклассными специалистами, способными двигать науку и учить студентов.

- И все равно непонятно, как вы добьетесь международного признания? Ваш, скажем, первый шаг?

- А мы его уже сделали. У нас очень хорошая инновационная программа (что отметили при присуждении гранта). Она ориентирована на потребности общества. А еще и "Метран" ведь выиграл грант по тематике, где мы являемся соисполнителями. Этот пилотный проект стал для нас знаковым. Он показал, что мы можем готовить инженеров не хуже, чем в лучших американских университетах. В "Метране", где работают 250 наших выпускников, разработали технику, которую испытали в Соединенных Штатах. И она показала лучшие результаты!

Когда ЭМЕРСОН - вторая электротехническая компания в мире после "Дженерал Электрик" - пришел в Челябинск, то инвестировал инженерный центр, а в ЮУрГУ создал лабораторию интеллектуальных измерительных систем, чтобы мы готовили хорошие кадры. Сегодня он поддерживает семь университетов США и ни одного в России. Мы должны стать первым российским университетом, в который ЭМЕРСОН захотел бы вкладывать деньги. И, в общем-то, мы уже попали в поле его зрения.

- Но, может быть, проще поискать поддержки у местной власти? Как у вас складываются отношения?

- Очень хорошо. Мы находим поддержку и там. К 60-летию ЮУрГУ губернатор Петр Сумин подарил нам сверхмощный электронный микроскоп. У нас была совместная "горячая линия" по программе, которую мы готовили к конкурсу нацпроекта "Образование". Мы активно сотрудничаем с министерством экономики в плане технических идей, инновационной деятельности. Одна из моих задач - сделать университет центром инновационного развития области, хотя он им уже и сегодня является. Совместно с правительством создали венчурный фонд, чтобы привлечь туда федеральные средства.

- И в Министерстве РФ находите понимание?

- У меня налажены контакты и с Министерством, и с Рособрнадзором. Министр образования и науки Андрей Фурсенко побывал в ЮУрГУ уже дважды.

- Может быть, у вас и бюджетные места не забирают?

- К сожалению, у нас идет сокращение бюджетных мест. Пусть незначительное, но регулярное. На технических факультетах бюджетные места практически сохранились. Но все же хотят учиться на экономистов и юристов. А популярность университета растет. К нам сейчас едут учиться со всей страны, от Камчатки до Ростова, несмотря на то, что там создается федеральный университет. Россельмаш, например, заключил с ЮУрГУ договор о подготовке технологов. Он берет наших специалистов и решает жилищную проблему. Это говорит о качестве подготовки в нашем университете. Но гуманитарных специальностей у нас не было раньше. И сейчас мы не можем получить на них дополнительные бюджетные места в связи с тенденцией к сокращению. Уменьшается и финансирование, а значит, и фонд оплаты труда преподавателей. К тому же появляются еще и новые специальности. Приходится делить то, что есть.

- Значит, проблема денег все-таки существует, несмотря на гранты и поддержку властей?

- Так ведь тут такая история. Чем больше денег, тем пуще их не хватает. Нам для реализации наших проектов нужно много. Помимо центра нанотехнологий и приобретения оборудования в планах - строительство собственного издательства для печатания монографий, диссертаций, научных трудов и многое другое.

Та система, которую создал еще Герман Платонович, с одной стороны, стимулирует факультеты зарабатывать деньги, с другой - позволяет консолидировать часть доходов, вкладывая их в крупные проекты. Но главное - нужно жить по своим средствам. Мы этому научились.

Александр Леонидович Шестаков окончил школу в Сафакулево - райцентре Курганской области. В 1969 году поступил в Челябинский политехнический институт на специальность "Системы автоматического управления". После получения диплома остался в институте и прошел 12 ступенек служебного роста. В последние годы перед назначением на должность ректора работал завкафедрой, проректором по научной работе. Женат, имеет трех дочерей.