18-07-97


Отстрелялись "бэтээры"

Теперь путь - на промыслы Сибири

В производственном корпусе Южноуральского ремонтно-механического завода уже с порога ощущаешь необычность обстановки. Справа от прохода на большом карусельном станке обрабатывают массивные мраморные блоки. Это по договору с АО "Коелгамрамор" южноуральцы изготавливают детали для облицовки строящегося в Москве храма Христа Спасителя. А впереди по ходу стоят... гусеничные бронетранспортеры.

Впрочем, если строго следовать документам, то это универсальные гусеничные легкие шасси. Боевыми машинами они были до прихода на завод, а сейчас - просто самоходные шасси. Правда, все с теми же мощными двигателями, большим запасом прочности, способные не только легко преодолевать бездорожье, но и плавать по воде. Если к этим машинам, скажем, прицепить плуги и пустить по кубанским полям, лучших пахарей, наверное, и не было бы. Но с большей эффективностью, решили специалисты, бывшую боевую технику можно использовать на газо- и нефтепромыслах, в условиях бездорожья.

Коллектив завода уже несколько лет ищет себя в новом производстве. Выбираясь из кризиса, многое перепробовали: делали садовые тележки, лестницы, электрошкафы, садовые баки и гаражные ворота, прицепы к легковым автомобилям, выпустили даже мини-мотоцикл. Но наибольшую перспективу все же сулит изготовление специальной техники для нефтяников, предприятий газовой промышленности, геологов и рыбаков.

Поиск собственной ниши в российской экономике заводчане ведут в тесном сотрудничестве с челябинским СКБ "Мотекс". Результаты совместной деятельности довольно убедительны. Изготовлены и отправлены потребителям плавающие гусеничные транспортеры для мелиораторов, тягачи с крановыми буровыми установками, снегоболотоходные тягачи в пассажирском варианте. По словам главного инженера завода А. Кашкурова, все заказчики очень довольны машинами. А во что южноуральцы хотят превратить бывшие военные транспортеры, что сейчас стоят в заводском корпусе?

- Северянам нужна машина первого эшелона, то есть способная тропить дорогу при прокладке зимников, - рассказывает А. Кашкуров. - Эта машина должна не просто преодолевать болотистую местность, но и плавать.

- В чем же задача заводчан, если она уже создана?

- Военные машины, - говорит Александр Константинович, - предназначены для вполне определенной цели, а для длительной мирной работы, да еще на Севере, они не пригодны. Мы должны на базе этого транспортера изготовить удобную при эксплуатации, комфортабельную машину.

Освоение и выпуск специальной техники сейчас занимает одну треть в производственной программе заводчан. Мало, поэтому поставили задачу эту долю довести до 80 процентов, то есть сделать основной. Есть довольно интересная программа на перспективу. К примеру, ханты-мансийские геологи уже дали задание изготовить целую гамму машин. Все они должны быть малых габаритов, способными, образно говоря, свободно ходить между сосен. А при этом должны на себе перевозить по нескольку сот килограммов груза. Все машины не должны вязнуть в снегу, плавать по воде.

- По силам задача? - спрашиваю А. Кашкурова.

Александр Константинович не уклонился от ответа: программу наметили и над ней работают.

Анатолий ЛЕТЯГИН.

(Наш корр.).

г. Южноуральск.