18-08-01


Август 91-го: Как это было

"В вопросе о действиях у нас не было единства"

Александр Алексеев, в августе 91-го депутат областного и Челябинского городского Советов народных депутатов, член координационного совета областной организации "Дем. Россия", в настоящее время - кандидат исторических наук, безработный

- В Челябинске о попытке государственного переворота узнали после 8 часов утра. В 10 часов в штаб-квартире движения "Демократическая Россия", располагавшейся в здании нынешней администрации г. Челябинска, собрались члены Координационного совета организации. В оценке попытки переворота разногласий не было. Различия позиций начинались при обсуждении вопроса о дальнейших действиях организации. Небольшая часть лидеров "Дем. России" предложила идти в народ и агитировать его против переворота. Один человек призывал немедленно уходить в подполье и скрываться. Большинство присутствующих не согласилось ни с первыми, ни со вторым. Было принято решение поручить организационной комиссии связаться с администрацией президента, получить оценку путча президентом и размножить документы в возможно большем количестве. Было принято также решение о проведении заседания Координационного совета в 17 часов. После этого часть организации отправилась по трамваям разъяснять сложившуюся ситуацию. Надо сказать, что, несмотря на растерянность населения, первой реакцией подавляющего большинства было осуждение организаторов путча. За несколько часов работы в трамваях встретилось только несколько человек, высказавшихся в поддержку путчистов. Зато таких людей было значительно больше среди чиновников горисполкома.

Надо сказать, что ситуация была довольно тревожная, могли последовать репрессии. В Центральный райком КПСС в эти дни обратилось несколько человек, сдавших ранее свои партбилеты, с просьбой их вернуть.

Обращение президента, осуждавшего попытку антиконституционного переворота и призывавшего к проведению всеобщей бессрочной забастовки, было получено в Челябинске около 12 часов дня. В получении документов из Москвы посодействовал тогдашний директор "Практик-Центра" В. Каунов. Он длительное время сотрудничал с демократическим движением, сторонники "Дем. России" в областном Совете выдвигали его совместным кандидатом демократической фракции на пост председателя Совета. Организацией печатания листовок занимался А. Гращенков. В общей сложности 19-21 августа президентские документы были размножены на ксероксах более чем в 10000 экземплярах. Сразу же началось их распространение.

Днем 19 августа состоялось собрание депутатов Челябинского городского Совета. Практически ни один депутат не поддержал ГКЧП. Однако на прямой вопрос, что будет делать командующий танковым училищем, полковник, депутат горсовета Куимов - выполнять приказ непосредственного начальника или постановление президента, тот ответил, что будет выполнять приказ.

Группа активистов "Дем. России" в седьмом часу вечера вышла на площадь Революции. Чтение обращения президента Ельцина начиналось после остановки очередного троллейбуса. На площади в это время дежурило несколько милиционеров. Один из них сказал мне, что митинг не законен, поскольку нет предварительной заявки. Я его снабдил обращением и постановлением президента и сказал, что митинга мы не проводим, а организуем встречу избирателей с депутатами областного и городского Советов. И на самом деле, митинга фактически 19 августа не получилось. Большинство людей в тот раз опасалось подходить к памятнику В.И. Ленину, а скапливалось на противоположной стороне площади, на троллейбусной остановке, выслушивало обращение президента и уезжало. Многие люди специально выходили из троллейбуса для того, чтобы дослушать это обращение до конца. И только некоторые отваживались подходить к трибуне. Их вознаграждали текстами обращения и призывали познакомить с ним свой трудовой коллектив.

В это время заседало руководство облисполкома, решая вопрос о том, как относиться к московским событиям. Его большинство заняло выжидательную позицию. Почему-то руководители облисполкома ожидали штурма своего здания со стороны демократов. Я об этом узнал через несколько лет. Тогда же ни у кого из нас не было подобной мысли. Возвращаясь с заседания, председатель Челябинского горсовета В. Соловьев присоединился к активистам "Дем. России" и первым из высших руководителей в области публично осудил путч и призвал население города к сопротивлению. Активисты "Дем. России" объявили, что митинги будут проходить на площади Революции ежедневно, вплоть до полной победы над путчистами. В. Соловьев обеспечил эти митинги акустической системой. 20 августа председатель горсовета выступил по областному телевидению. Это было очень важно, поскольку ни одного члена "Дем. России" не допустили до эфира, несмотря на право некоторых из них как депутатов облсовета выступать по областному телевидению.

В конце предыдущей недели вышел очередной, третий номер газеты "Свободный Урал". Уже сложилась традиция активистов "Дем. России" по утрам распространять газету у проходной радиозавода. 20 августа с 7 до 8 утра они с помощью мегафона познакомили с обращением Президента России всех работников завода, передавали им и водителям троллейбусов тексты этого обращения. После этого они отправились на улицу Ленина у ЧПИ и здесь с помощью мегафона знакомили с обращением президента служащих учреждений, расположенных там. В это время были получены сведения о стихийном митинге, начавшемся внутри радиозавода. Активисты "Дем. России" присоединились к этому митингу. На вопрос о том, хватит ли у заводчан смелости в ответ на призыв президента объявить забастовку протеста против путча, подавляющее большинство работников завода ответило: "Да!". Люди вышли за проходную, около двух тысяч человек, построились в колонну и прошли демонстрацией по улице Ленина на площадь Революции, организовав там митинг. Место у памятника Ленину становилось местом постоянных контактов с населением.

20 августа неизвестно откуда взявшимися людьми в здании горсовета была сформирована добровольная дружина из нескольких десятков человек, самостоятельно взявших на себя охрану здания горисполкома. Был создан склад железных прутов, с помощью которых дружинники собирались защищать здание в случае возможного штурма его армейскими частями. В принципе, такой штурм был возможен, поскольку командующий Уральским военным округом генерал А. Макашов активно поддержал путчистов. К добровольной дружине примкнули некоторые активисты "Дем. России", часть из которых впоследствии была раскрыта как секретные сотрудники КГБ. Попытки членов Координационного совета "Дем. России" объяснить нецелесообразность защиты здания такими силами и средствами оказались для дружинников неубедительными. Конечно, большинство членов дружины искренне хотели помочь борьбе против путча. Однако было похоже на то, что их командирами были созданы условия для провокации: в случае необходимости легко было бы оправдать кровавую расправу с людьми, находившимися во время штурма в здании горисполкома.

Вечером 20 августа из администрации президента была получена информация о том, что путчисты терпят поражение и что дальнейшее проведение забастовок нецелесообразно. Группа В. Грамолина работала с середины дня 19 августа в железнодорожном депо и уже договорилась с локомотивными бригадами о блокировании Челябинского железнодорожного узла. Теперь она должна была дать отбой. В. Грамолин в ночь на 21 августа прибыл в депо. Он поблагодарил железнодорожников за согласие выступить в поддержку призыва президента и сообщил о нецелесообразности забастовки. Рано утром 21 августа у проходной радиозавода активистами "Дем. России" было проведено совещание с уполномоченными от цехов и принято решение о прекращении забастовки.

Всего в течение трех дней в Челябинске было проведено семь митингов. Самым крупным был митинг вечером 21 августа, на котором присутствовало около 20 тысяч человек. Были заняты вся площадь Революции и подходы к ней. Но места не хватало, и люди стояли на другой стороне площади, у гастронома N 1. Митинг закончился уже в темноте. Резолюция, принятая на митинге, выражала поддержку российского руководства и требовала привлечения к ответственности путчистов. Многие события этих трех дней были сняты руководителем студии "НИИИТ-фильм" Е. Садаковым и сегодня являются уже документами.