18-10-00
Новая работа Вардкеса Авакяна - важный шаг творческого пути скульптора. Одновременно памятник Прокофьеву - знаковое явление в развитии культуры нашего города. Поясню эти положения.
Манера Авакяна как скульптора - создавать образ объемами. Это относится как к камерной скульптуре, так и к его монументальным проектам. Наиболее яркий пример - памятник Курчатову: мощная цельновырубленная фигура с характерными контурно намеченными чертами, предназначенная для обзора снизу.
Иное дело - памятник Прокофьеву. Авакян не отказывается от своего принципа цельнокомплексного изображения, но тут явственно проступает новый для автора психологизм. Постамент невысок, и можно всмотреться в узнаваемые черты лица композитора. Памятник не "представляет" себя, но как бы приглашает к контакту. Композитор изображен в момент глубокого раздумья: голова склонена набок, на коленях раскрыт мощный фолиант.
Что это за раздумье? О музыке, об истории, о смысле человеческого бытия? О нас с вами? Помимо напряжения мысли на лице Прокофьева слабый оттенок скепсиса: чуть сдвинуты брови, опущены уголки рта.
И это у Прокофьева, самого светлого и радостного композитора ХХ века? "Любовь к трем апельсинам"? "Петя и Волк"? Седьмая симфония?
Прокофьев - загадка. Покинул Россию в 1918 году, вернулся в СССР в 1933-м. Был обласкан властью, неоднократно премирован. "Великий советский композитор". Умер в один день со Сталиным (совпадение?). В немыслимо противоречивую эпоху создавал классически ясную музыку, от которой буквально "широко дышится". В этом его отличие от современника-антипода Шостаковича: если Шостакович - заостренное противоречие (которое позднее дойдет до предела и распада у Шнитке), то Прокофьев - противоречие преодоленное, гармония.
Гений не способен лгать. Значит, Прокофьев усматривал в своем времени какие-то элементы еще только становящейся гармонии, подсмеиваясь над внешними, преходящими нелепостями исторической эпохи. Своей и нашей, современной. Ирония по поводу вторичного, размышление над вечным.
Может быть, памятник Авакяна - лучший памятник музыканту в России. Нет жестикуляции, нет вздернутых в картинном пафосе рук. Есть дума. А "размышляющие" монументы - лучшие среди отечественных: вспомним памятник Пушкину или Гоголю в Москве. Теперь пришел черед композиторов.
Любопытно и то, что в Челябинске устанавливаются памятники не тем людям, которые тут непосредственно жили или родились, но тем, кто участвовал в обустройстве культурного пространства, в том числе и нашего региона. Это - новое явление. Историческая заявка на овладение культурой в целом?
Владимир РЫБИН, кандидат философских наук