18-10-00


"Сифа" и "чика" - дело настоящих парней

Про игры, в которые действительно играют

Со школьной поры у меня хранится дневник, где классный руководитель сделал такую запись: "Не был на празднике "День птиц". Обращение, естественно, адресовалось родителям, сигнализировало о моей наглости и взывало, соответственно, к наказанию.

Врать не буду - не помню ни оргвыводов, ни даже самого смысла птичьего карнавала. Судя по дате - 10 апреля, - грачи, что ли, прилетели; видимо, их поздравлять я отказался. Но зато вспоминается оправдание, которым я парировал замечание - бессмертный афоризм героя Миронова из "Бриллиантовой руки". Ответственно могу повторить его и сейчас: "Сеня, про зайцев (читай: птиц, рыб, змей, букашек) - это неактуально".

Ну скажите по правде, занимает ли 13-летнего подростка из года в год ритуально-бесполезно колотить скворечники и вообще, как должна реагировать живая, пусть слишком импульсивная натура ребенка при встрече с заорганизованной, подавляющей инициативу силой?

Нет, не это, продолжая использовать кинематографическую крылатость, актуально для него. Всегда, причем неотвратимо, злободневно - занятие для настоящих парней под названием "сифа".

"Сифа" (сокращенное от "сифилис") - любой подручный предмет, по определению бросового, отхожего характера (половая тряпка, старая одежда и обувь, дохлая живность), которым бросаются друг в друга. Игра народная: испрашивать, как и отказываться от участия в ней, невозможно. Заподлянщик, начинающий потеху, поддевает палкой оказавшуюся под рукой (ногой) мусорную вещь и с криком "Сифа!" направляет ее в ближайшего. Давка и визг разбегающихся. "Зачуханенному" попаданием - стыд, не отомщенному - позор, до конца дня.

Простейшие базовые (элементы "догонял", "вышибал", футбола-хоккея) правила, импровизационная сущность, демократичность забавы позволяют говорить о "сифе" как о дворовой игре N 1 в рейтинге неподнадзорного времяпровождения детей.

Среди других коллективных игр по признаку "шустрые и силовые" выделяются следующие. С инвентарем: "двойки", "тройки" (усеченные версии традиционного спорта на одни ворота), в "школу" (количественное удержание мяча в воздухе посредством набивания его ногой), "на козла" (поочередное нанесение ударов мячом в стену; промахнувшийся зарабатывает по буквам обидное имя), собственно - в "стенку" (девчачьи соревнования с перепрыгиванием отскакивающего мяча), в "банку" (сшибание консервной банки битой). Без инвентаря: "царь-горы" (штурм, по преимуществу зимой, за единоличное обладание возвышенностью), "круговой козел" (жесткое укрощение стоящей под охраной "пастуха" пары), "слон" (командное оседлание и езда на противнике), "конный бой". Плюс приспособленные под ситуацию и эмоциональный интерес официальные состязания.

К последним относится "собачка" - игра типа "а ну-ка, отними". Участники располагаются по всему игровому полю (которым может служить и площадка во дворе, и пространство в туалете) и перебрасывают друг другу (рукой, ногой, клюшкой) снаряд. Галящий пытается перехватить - отобрать его у пасующих: кидается на тех и мечется точно заведенный. Утративший мяч (или тот, по чьей вине заминка происходит) наказывается псовой обязанностью.

Судя по внятности условий, больше уже и нечего прибавить. Однако это со стороны. Самой собачке так не кажется: вконец одурев от головокружительной беготни (кусаться нельзя!), она психует и начинает качать права: "Собачку не манить!", "Собачку не злить!" (т.е. не обзываться и не шутить над ней), "Самим далеко не убегать!" В общем, понятно: игра живая, веселая, с установкой на дружеское общение и любовь к животным.

Малоподвижный и спокойный досуг улиц не означает анемию души. "Наступалы" - игра на реакцию, с задачей отдавить товарищу ногу. "Танчики" (не от имени Таня, а от - "танк") - уничтожение кирпичом сооружений противника. Там же, в песочнице, играют в "уголки" (скачки по углам коробки), а то и просто сигают в нее с трамплина панцирной кровати - кто дальше? Для девчонок - "классики" (пяти разновидностей), "веревочка", "резинка":

Внешне спокойны игры на интерес. В "коробок" (переворачивание ударом пальца обозначенной очками на гранях спичечной коробки). В "пробки", в "пуговички". Эти поражают не только своей долговечностью и распространенностью, но и своеобразным корыстолюбием. Если пуговицы, худо-бедно, имеют прикладную ценность, то зачем нужны огромнейшие (у особо ловких) склады винтовых пробок от пузырьков-бутылок? Остается поверить самому "пробочнику" - в хозяйстве все пригодится.

Игрою душеполезно развлекаются и материально зарабатывают. Такими бытуют демократичная "трясучка" и более эстет-ская "тренька".

Невероятно притягательна "чика" - модернизированный образец прадедов-ской игры в бабки. Преемственность - в характере бросков, идентичности начального этапа и, самое главное, деловой цели, которая жаргонно обозначена прототипом - "бабки". Азарт выигрыша здесь не меньше, чем в казино: играют как в укромных уголках, так и в подъездах и даже в благоустроенных квартирах 121-й серии у/п.

Удивительно толковый психолог из Санкт-Петербурга М.В. Осорина в (что еще поразительнее) экзистенциально-художественном исследовании "Секретный мир детей в пространстве мира взрослых" обобщает проблему честно и открыто: "Обычно взрослых губит неосознаваемое желание отобрать у детей часть их жизненно важных функций. Иногда оно выражается в стремлении авторитарно подчинить действия детей своей воле и регламентировать их поведение даже в тех случаях, где им необходима свобода. В этом случае взрослый отнимает у детей функцию целеполагания и тем самым не дает им возможности осознать свои настоящие потребности: "Я лучше знаю, что для вас хорошо и полезно".

Кому непонятно - эгоцентричная цензура взрослых ограничивает развитие личности, делая ее пассивно-приспосабливающейся, бездарной и никчемной для общества, часто - инфантильной по жизни. Волевые, неадаптивной активности натуры выдерживают недолго: в конце концов внутреннее напряжение прорывается наружу в виде агрессивного поведения, деструктивных и асоциальных забав.

В советские времена в школах (кое-где оставшаяся и поныне) практиковалась советской же уверенности (читай - железной строгости) дисциплина. Детей приучали вести себя на переменах солидно и по-взрослому, заставляя чинно ходить туда-сюда по коридорам, причем желательно парами. Со старшими классами такой, едва ли не тюремно-дисбатовский, распорядок не проходил, и им позволялось просто стоять вдоль стен. И что? Жизненную потребность в мышечной активности, помноженную на творческую изобретательность, приспособили к статичным условиям, и родилась уникальная игра.

Псевдотихушные ученики располагаются вдоль стен, где лениво и нарочито отстраненно поджидают сотоварища. Не знакомый с подвохом вначале наверняка удивится, увидев поголовно задумавшихся одноклассников, но, попав через ряды, не обрадуется, хотя сполна получит объяснение загадке.

Игра имеет очень простые правила. Точнее, условие одно и заключается оно в самом названии шалости - "Жопой к стенке!" Одноименный клич служит сигналом к атаке, после чего жертва, окучиваемая с двух сторон пендюлями, на пинках же проносится к месту назначения. Десятки ног действуют автономно друг от друга, решительно, быстро и весьма ощутимо. Торжествующе вкладывая в удар всю энергию, что умницы педагоги предусмотрительно в них сохраняли.

Сергей ЛЕГОТИН